Пора дуть на молоко

БОЛЕЕ 90 процентов отечественной сельхозпродукции поставляется сейчас в Россию. Практически в полном объеме туда уходят многие ключевые продовольственные потоки. В связи с вступлением россиян в ВТО — это уязвимая позиция для отечественных аграриев. О необходимости изменения структуры нашего аграрного экспорта говорил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент страны Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что необходимо учитывать современные запросы зарубежных потребителей, тогда и появится возможность получать большую прибыль.

Конкурентоспособными на мировом рынке сегодня могут быть только продукты с высокой добавленной стоимостью

БОЛЕЕ 90 процентов отечественной сельхозпродукции поставляется сейчас в Россию. Практически в полном объеме туда уходят многие ключевые продовольственные потоки. В связи с вступлением россиян в ВТО — это уязвимая позиция для отечественных аграриев. О необходимости изменения структуры нашего аграрного экспорта говорил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент страны Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что необходимо учитывать современные запросы зарубежных потребителей, тогда и появится возможность получать большую прибыль.

Зыбкий фундамент прочности

Все члены Таможенного союза вынуждены играть по правилам Всемирной торговой организации. Правда, при вступлении в ВТО Россия договорилась о переходном периоде, поэтому ставки ЕТТ снизятся до минимального уровня не сразу, а в течение нескольких лет. Этот «льготный» период могут использовать и белорусские производители, чтобы усилить свою конкурентоспособность.

В наибольшей степени белорусских аграриев и переработчиков затронет изменение тарифов на продукцию животноводства, которая сегодня составляет порядка 90 процентов отечественного продовольственного экспорта. Планируется, что уже в этом году ставки снизятся на 5—10 процентов. На практике это означает большую зависимость сбыта белорусской молочной продукции от конъюнктуры на мировом рынке.

Обязательства России перед ВТО предполагают также приведение технических регламентов в соответствие с международными стандартами. Это достаточно долгий и сложный процесс. В то же время при создании ТС и формировании Единого экономического пространства в основу технических регламентов были положены российские нормы, которые по многим позициям уже приведены в соответствие с требованиями ВТО.

Вносятся изменения и в нормы и правила фитосанитарного и ветеринарного контроля, санитарные требования к производству. Надо сказать, что для многих отечественных предприятий, уже аттестованных для экспорта в Россию или страны ЕС, новые дополнения также не стали принципиальными. В целом такие меры должны содействовать повышению качества белорусской продукции.

В прошлом году Беларусь отправила за рубеж продовольственных товаров почти на пять миллиардов долларов. Это 10 процентов всего экспорта страны. Вроде бы позиции достаточно прочные, но другое дело, что далеко не везде нас ждут. Занять свою нишу в странах Евросоюза отечественным производителям сложно из-за ограничительных барьеров, основным из которых являются высокие таможенные пошлины.

В связи с этим определенные виды нашей мясной и молочной продукции становятся неконкурентоспособными по цене, поэтому выгоднее поставлять ее в страны ближнего зарубежья. Немаловажную роль играет здесь и логистический фактор: транспортные затраты при поставках сравнительно небольшие.

Правда, есть одно исключение — казеин. Несмотря на то, что пошлины распространяются и на него, этот белорусский продукт успешно реализуется даже в Евросоюзе. Затраты на его производство сравнительно низкие, а цена — высокая.

Конечно, не исключено, что условия доступа белорусских товаров и сельхозтехники на рынки ЕС улучшатся. Если отечественные предприятия пройдут аттестацию в Евросоюзе, то хотя бы формальные барьеры будут сняты.

Такое положение вряд ли изменится в ближайшие годы. Поэтому белорусы хотят вывести переговорную площадку на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС. Несмотря на то, что наши союзники намерены активно развивать свой АПК, все же договориться здесь будет проще. Впрочем, окончательные решения интеграционным органам придется принимать с учетом мнения всех партнеров.

Цены экономику не спрашивают

Но вот здесь-то и начинаются «подводные камни». С 2008 года Россия и Беларусь ежегодно подписывают продовольственный баланс, который регламентирует объем поставок молока, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов и сахара на российский рынок. Казалось бы, вопросов быть не должно. Но в прошлом году вновь высказала претензии о недопустимо низком уровне цен на белорусскую продукцию уважаемая корпорация дружественной нам страны — «Союзмолоко». Дескать, это ставит под угрозу положение местных производителей, которые распробовали правила Всемирной торговой организации. В то же время среднестатистический россиянин потребляет в год около 230 литров молока, норма же — 350 литров. Теоретически спрос в будущем может вырасти. И удовлетворить этот прирост за счет собственного производства будет почти невозможно.

Поэтому и привлекательны российские просторы для производителей из Европы, которые столкнулись на фоне кризиса со стагнацией местных рынков. В России молочные производители развиваются преимущественно «вширь», то есть за счет увеличения поголовья. В Европе же молочное производство развивается «вглубь»: увеличиваются надои от уже имеющегося поголовья. В итоге сегодня у нашей соседки на тысячу человек приходится около 80—85 голов крупного рогатого скота. В Европе этот показатель вдвое ниже. И самое главное — розничные цены на молочную продукцию, судя по всему, не радуют граждан. ВТО вряд ли поможет потребителям сэкономить на молоке — будь то импортное или отечественное.

Беларусь по молочным продуктам в России занимает сейчас порядка 60 процентов рынка от недостающего ей количества. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия республики Леонида Маринича, их стоимость не очень высокая, но в то же время для нас сегодня самые выгодные экспортные цены — это в Российской Федерации. Предложения, которые мы получаем от других стран Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, формируются на основе цен стран Океании, где главными поставщиками являются Новая Зеландия и Австралия. Так вот, наши цены разнятся с их экспортом от 1 доллара до 80 центов за килограмм продукции.

Как говорит Леонид Маринич, мы должны искать у себя экономические рычаги удешевления продукции. Поэтому остро стоит вопрос о модернизации молоко- и мясоперерабатывающих заводов. Вкладываются огромные деньги в выполнение проектов на таких предприятиях. Мы технически переоснастились и уже готовы предложить продукт низкой цены и достойного качества.

Основополагающим моментом в конечном результате является закупочная цена от сельхозпроизводителя. Здесь тоже не в стороне должны быть изготовители продукции и работать над вопросом снижения себестоимости, чтобы конечный продукт был дешевле и доступнее на рынках других стран. Сегодня мы поставляем в Россию масло высокопроцентной жирности за 4,7 доллара, сухое обезжиренное молоко за 4,2 доллара. А страны Океании продают по 3,2—3,6 доллара.

Но есть объективные факторы, влияющие на затраты. В Океании круглогодичное пастбищное содержание животных. Белорусские специалисты выезжали в Австралию, Новую Зеландию и видели, что надо для производства молока. Только хорошее пастбище и ограждение. Доильные залы стоят прямо на открытом воздухе под навесами. То есть материальных затрат на строительство помещений для содержания животных минимум. В себестоимости продукции эти затраты занимают мизерные проценты.

Леонид Маринич уверен, что отечественные аграрии должны решить вопрос конкурентоспособности продукции с точки зрения достойного качества, увеличения ассортимента и предлагать на рынках новый продукт, который приобретался бы с высокой добавленной стоимостью. Это наши основные пути. При этом заводы должны постоянно модернизироваться, не останавливаясь на достигнутом. Только тогда мы сможем конкурировать с той же Новой Зеландией.

И еще довольно интересный факт… Новая Зеландия внесла предложение в Евразийскую комиссию по вопросу вступления в режим свободной торговли со странами Таможенного союза. Новозеландцы обещают некоторые инвестиции для развития АПК Российской Федерации, а также готовы построить 10 молочно-товарных комплексов для Беларуси.

Но что такое 10 пусть и самых современных ферм для страны, где модернизировано 1200 молочно-товарных комплексов и построено 85 новых? То есть минимальные вложения в экономику республики денежных средств позволят новозеландцам получить максимальную отдачу за счет нулевой таможенной пошлины. Минсельхозпрод Беларуси против введение такого режима в отношении мясной и молочной продукции. Нашу позицию поддержал и Казахстан.

Без гарантий, но с перспективой

В конце апреля на сайтах информационных агентств появилась неожиданная новость. В недобросовестной конкуренции обвинила белорусскую сторону Российская ассоциация производителей сельхозтехники «Росагромаш». В качестве примера приводятся объявленные «Белагросервисом» открытые конкурсы на закупку сельхозтехники и оборудования в 2013 году. Россияне утверждают, что конкурсные документы в части технических требований преднамеренно составлены под машины белорусского производства. Требования вовсе не понятны, учитывая, что многие агрегаты создаются в рамках совместных проектов Союзного государства.

Так что даже Таможенный союз не гарантирует белорусским производителям свободный выход на российский рынок. Поэтому вопрос поиска новых торговых партнеров сегодня является актуальным.

Сейчас Беларусь поставляет свою продукцию в 50 стран. Над диверсификацией рынка в последние годы довольно усиленно работает и Минсельхозпрод, к тому же на разных континентах. Так, группа специалистов ездила во Вьетнам, где открыт совместный торговый дом. Через него прорабатываются вопросы создания совместного предприятия по производству молочной продукции. Белорусский товар будет завозиться в виде сухого молока, восстанавливаться и продаваться уже молочными продуктами. Недостающая часть сырья для загрузки мощностей закроется за счет закупок у населения.

Еще один перспективный рынок для поставок белорусской продукции — Бангладеш. Налаживается плодотворное сотрудничество с Грузией, также растет экспорт в Венесуэлу, сухая сыворотка продается в Китай, наши продовольственные товары присутствуют даже в Объединенных Арабских Эмиратах.

Но, на мой взгляд, белорусские производители недостаточно уделяют внимание еще одному нашему партнеру по Таможенному союзу — Казахстану. Здесь более половины молочной продукции и треть мясной ввозится извне. Некогда самая успешная аграрная страна стала импортозависимой. Слишком торопились провести приватизацию на селе, и это разрушило хозяйственно-экономические связи. Итог: 80 процентов животноводческой продукции производят частные подворья.

Да, в Казахстан отправляется сухое молоко, молочные консервы, по ним стабильный рост экспорта. Прорабатывается вопрос создания совместного предприятия по производству молока. Но рынок здесь весьма объемный, и грех нам не воспользоваться преимуществами Единого экономического пространства, пока не опередили мощные соседи — китайцы.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter