Недетские страсти детского "Евровидения": как проходил национальный отбор

Попали в десятку

Кто–то украдкой плачет в уголке, кто–то бурно ликует, педагоги и родители утирают нервный пот со лба: ребенок отпел и оттанцевал, и жюри вроде бы приняло номер благосклонно... На национальном отборе на детское «Евровидение» страсти кипят ничуть не меньшие, чем на взрослом, правда, подход здесь все–таки несколько иной — юные конкурсанты, конечно, артисты, но в первую очередь это все–таки дети.


До прослушивания демократично допустили всех претендентов, сумевших правильно оформить заявки с соблюдением условий участия: 37 сольных исполнителей и 8 вокальных групп и дуэтов. В жюри вошли заместитель главного директора телеканала «Беларусь 1» Ольга Саламаха, композитор и аранжировщик Геннадий Маркевич, певец Юзари, представлявший Беларусь на международном конкурсе песни «Евровидение–2015», Искуи Абалян. Во главе судейской коллегии — ее бессменный председатель, композитор, народный артист Эдуард Зарицкий.

Известный педагог по вокалу, художественный руководитель Национального центра музыкальных искусств им. В.Мулявина Светлана Стаценко, чьи воспитанники неоднократно побеждали на престижных конкурсах, включая детское «Евровидение», уровень конкурсантов этого года оценивает двояко:

— Есть и категорически, просто провально слабые участники (не знаю, где их педагоги, по–моему, их нужно наказывать!), а есть очень хорошие, крепкие дети, которые мне по–настоящему понравились. И видно, что с ними работают профессионалы, они стараются, растут. Что касается моих воспитанников, я раньше придерживалась позиции, что ребята одной студии не должны конкурировать между собой: не хотелось провоцировать соперничество, я стараюсь, чтобы дети дружили. Но потом пересмотрела свою точку зрения. Годы уходят, ребята одновременно взрослеют, и кто–то неизбежно просто по возрасту лишается шанса побороться за допуск на «Евровидение». И я разрешила участвовать в отборе всем студийцам, кто хочет. Сегодня центр им. Мулявина представляли Артем Скороль из Ошмян, ансамбль «Заранак», солистки Маша Жилина и Стефания Соколова, которая на шоу «Голос. Дети» в Москве была в команде Валерия Меладзе.


Именно Стефа и Маша уверенно вошли в десятку финалистов — впрочем, не в первый раз, в прошлом году они уже боролись за победу в финальном гала–концерте, но тогда на «Евровидение» поехал Саша Миненок. Посмотрим, как девчонки покажут себя на этот раз.


— У Маши Жилиной акцент на фольклор, потому что по своему внутреннему состоянию она народница. Мы попытались сделать номер в стиле фолк–модерн, и получилось, как мне кажется, неплохо, — Светлана Стаценко внимательно следит за тем, как сопровождающие Машу танцоры втаскивают на сцену тамтамы, украшенные белорусскими узорами. Номер практически готов, антураж продуман, костюмы пошиты, известный эстрадный хореограф Ольга Шамрова поставила танец не без элементов акробатики. А сама Маша прекрасно держится и впечатляюще демонстрирует техники народного пения в приложении к эстраде.

В число финалистов ожидаемо попала и Настя Жабко, в 2016 году представлявшая Беларусь на детском вокальном конкурсе «Славянского базара» и вернувшаяся с конкурса с первой премией. На нацотборе девочку также оценили. Настя об участии в детском «Евровидении» мечтает давно, всерьез и упорно:

— Я выступила с песней «Летим к мечтам». Как педагог по вокалу со мной по–прежнему занимается мой старший брат Глеб. Очень надеюсь на победу, хотя другие ребята мне кажутся очень сильными.

Впрочем, не у всех все настолько отточено и готово. «Безобразная аранжировка, ребенка просто подставили! Под это невозможно петь!» — нет, родители негодуют в кулуарах не по поводу собственного чада: возмущение вызывает неудачная работа аранжировщика над песней одного из участников–конкурентов. И пусть в общем конкурсе ребята соперничают, никто из мам и пап не злорадствует над неудачами чужих детей. Маленькому артисту выходить на сцену в разы тяжелее, чем взрослому, а если еще с музыкой не повезло... 13–летнему Никите Власенко не повезло до такой степени, что даже Искуи Абалян поднимается со своего места в судейской коллегии и обращается к мальчишке: «Ты герой, я бы под такую аранжировку не смогла петь». Но ясно, что место в десятке уже потеряно, как ни бери голосом, какое обаяние ни включай.

  Конечно, преимущество получают те, кто находится на пике вокальной формы и к тому же выходит на сцену с продуманным номером. Например, Петр Елфимов во второй раз готовит к конкурсу свою воспитанницу Элину Матарас: в прошлом году девочка не вошла в число финалистов, но в этом покорила судей и эмоциональной манерой исполнения, и тем, что вышла на сцену с электронной скрипкой. После экспрессивного выступления кому–то, возможно, понадобилось бы отдышаться, однако конкурсантка ничуть не выглядит запыхавшейся:

— С самого детства я мечтала совместить два своих самых любимых дела — вокал и игру на скрипке, поэтому мы с моим педагогом объединили все в один номер!

14 лет для детского «Евровидения» — возраст, считайте, преклонный, и, если Элина не попадет на конкурс в этот раз, другого шанса уже не будет. Только взрослеть и штурмовать взрослый отбор. Несмотря на остроту ситуации, Петр Елфимов сердечно улыбается:

— Даже если не выиграем в финале, это все равно хороший опыт и еще одно произведение в репертуар Элины, близкое ей по духу. Дальше будем работать! Звезд пусть растят другие, а мы будем растить хорошую артистку и хорошего человека.


Финал нацотбора пройдет, как обычно, в форме гала–концерта в прямом эфире на телеканалах «Беларусь 1» и «Беларусь 24» не позднее 16 сентября. Победитель представит Беларусь на детском «Евровидении–2017» в Тбилиси 26 ноября.

Десятка финалистов


1. Руслана Панчишина (11 лет, Минск).

2. Хелена Мерааи (14 лет, Минск).

3. Стефания Соколова (11 лет, Минск).

4. Анастасия Жабко (11 лет, Минск).

5. Квартет Национального центра детского творчества им. В.Мулявина: Максим Цуприков (12 лет), Ангелина Ломако (10 лет), Стефания Круглая (10 лет) и Стефания Соколова (11 лет, Минск).

6. Мария Жилина (12 лет, Минск).

7. Дуэт Арины Пехтеревой и Анастасии Дмитрачковой (9 лет, Могилев).

8. Ярослав Соколиков (10 лет, Минск).

9. Анастасия Тимофеевич (11 лет, Брест).

10. Элина Матарас (14 лет, Минск).

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter