Хорошо ли быть провинциалом?

Понаехали

Мой маленький семнадцатилетний друг, сын приятельницы, глупый глупыш и новоиспеченный первокурсник столичного вуза вздыхает:

— Одни провинциалки в группе...

— А ты кто? — интересуюсь.

— Я житель города Минска.

Смотрю в пустые зеленые глаза, там кучка незрелых мыслей сбилась в колтун прямо как кудрявый чуб. Треплю Славку по голове:

— Ты — дурак, маленький.

— А че?

— Вот именно.

Хохочем. Я вспоминаю, как поступала в московское театральное училище, мне посоветовали избавляться потихоньку от певучего провинциального акцента. Мне! Жительнице столичного города Минска. А потом подружка — коренная москвичка, делавшая карьеру модели, жаловалась, что самое сложное в Лондонах, Парижах да Нью–Йорках отряхнуть с себя пыль российских дорог. Интересно, это уже финиш или те, кого мама с папой везли из роддома в двухъярусном красном автобусе, тоже куда–то «понаехали»?

«Провинциальность» — слово премилое, только попало оно в плохое противостояние «столичности». И вот уже ни запах трав, ни вкус родниковой воды не затмят того яркого желания свалить из деревни, которое с 1926 по 1982 год передвинуло миллионы советских сельских жителей в городки, города и мегаполисы.

— Все самое лучшее в городе, але ж я ужо старая, — вздыхала моя бабуля и шла косить траву.

Я обожала этот запах. Смотрела, как лихо она управляется с зарослями, и мысли не было, что это тяжело. В городе летом плавился асфальт, а здесь, в деревне, из коровы лилось теплое молоко и сыпались с деревьев сливы. Именно так, мне казалось, что здесь, в деревне, все делается само собой. И само по себе — хорошо! Я мечтала пойти учиться в сельскую школу. Там шлепали по попе. В городе смотрели строго и мстительно обещали исключить из пионерской организации. Приходилось бояться. Лучше б побили. Как–то ближе к осени я попросила родителей не забирать меня от бабушки.

— Ты что?! Совсем рехнулась, не представляешь, что там за жизнь...

Мои папа с мамой «понаехали». С маленькими чемоданчиками, бились за место под городским солнцем, ждали квартиру в столичном районе. Гордились новой пропиской. Внесли манатки и меня.

— Ты родилась в городе Минске, в роддоме на улице Володарского, — с гордостью докладывала мама.

Это все передается, чувствуется, со временем я стала делить людей на городских и деревенских.

— Колхозница!

Это было обидно, хотя после такого «обзывательства» кто–то обязательно добавлял:

— Колхозники нас кормят!

Но это было абстрактно, потому что молоко приезжало в круглом баке автомобиля минского молокозавода, а хлеб пекся на минском хлебокомбинате. И точка.

Провинциальность в том негативном контексте, которым слово это наделили... сами провинциалы, — вещь в себе. Существует, питаясь местечковой ментальностью. Пишу, а в голове все всплывают эпизоды из фильма «Любовь и голуби»:

— Людк, а Людк, тьфу, деревня!

Отличная кинолента, хорошая тема. Старая, как большие города.

Давно уже я не вижу в людях разницы по географическому признаку. Наблюдаю лишь культурные особенности, целостность личности. Насколько человек спокоен, гармоничен, компетентен в своей области — будь то материнство или юриспруденция. Только это.

А... Ну, еще вижу, что Славка хотя и дурак, но это по молодости. И влюбится, может... И женится. На какой–нибудь однокурснице. А че?

Т.С.

sulimovna@rambler.ru

Советская Белоруссия № 169 (24799). Пятница, 4 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter