В Полоцкой художественной галерее можно заглянуть в вечность

Помощь неба

Выставка монументальной живописи, которая открылась здесь, поистине уникальна. В ней удивительно все: материал, замысел, технологии, воплощение. Огромные, под три метра высотой, лики Христа, апостолов и святых со стен  Спасо-Преображенской церкви, построенной в XII веке по замыслу преподобной Евфросинии Полоцкой.

Руководитель группы белорусских реставраторов Юрий Малиновский.

В качестве музейных экспонатов не картины, не иконы, а фрески храма. В XIX веке они были нанесены на стены поверх старых. 

Раскрывать древние фрески здесь начали еще в 1992 году, однако недостаток средств сильно тормозил процесс. Теперь реставраторы, музейные и научные работники, монахини Спасо-Евфросиньевского монастыря уверены, что задержка была неслучайной. Промыслительной, сказал бы человек верующий. Спустя десятилетие стало ясно: если бы деньги выделялись по плану, верхние слои живописи просто счистили бы стружкой на пол и снесли на свалку. Теперь же росписи XIX столетия, перенесенные со стен на другую поверхность, можно увидеть в картинной галерее. Труд и технологии при этом использованы тоже уникальные.

Как только выяснилось, что на стенах Спаса – так полочане называют  храм святой Евфросинии – от пола до самого купола хорошо сохранились древние фрески и придется отслаивать большую площадь более поздней живописи, стали думать, как сохранить изображения позапрошлого века. К поиску решений привлекли людей разных профессий. Коллективный труд, говорит директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника  Тамара Джумантаева, дал впечатляющий результат: 

– Искусствоведы, музейщики, реставраторы, программисты, дизайнеры нашли способ сохранить и представить широкой публике культурные слои сразу нескольких веков. Это серьезный вклад не только в научную базу, но и в сердца всех, кто переживает за сохранение нашего общего наследия, хочет, чтобы мы знали свое прошлое и строили будущее, опираясь на великие примеры. 

Реализовать столь масштабный проект было бы невозможно без поддержки государства, на него были выделены гранты Фонда Президента Беларуси по поддержке культуры и искусства. Помимо сохранения исторического наследия, эта экспозиция станет учебным пособием для будущих поколений реставраторов. О технологии по закреплению и перенесению изображений, которую разработал реставратор высшей квалификации, главный искусствовед межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России Владимир Сарабьянов, снят фильм и его можно посмотреть в музее. 

Три лика. Захария. Около 1161 г. 

Обычному человеку даже трудно представить то, что сделали реставраторы: на площади почти в тысячу квадратных метров скальпелем они скрупулезно очистили каждый миллиметр фресковой живописи. Работать приходилось в респираторе – растворители очень вредны для здоровья. В среднем в день реставратор успевал отслоить всего от 15–25 квадратных дециметров. Верхний слой, пропитанный специальным составом, размачивался и скручивался трубочкой, чтобы потом превратиться в картины размером от одного до семи квадратных метров. В таких объемах отслоением настенной живописи не занимались нигде в мире – похожую технологию применяли раньше только в иконописи. 
По словам руководителя группы белорусских реставраторов Юрия Малиновского, весьма необычно и то, что снятые со стен изображения уже представлены в музее:   

– Совсем мало прошло времени от момента, когда мы выполнили свою работу, до открытия экспозиции. Ведь, как правило, спасенные вещи лежат в хранилищах по 30–40 лет. А здесь колоссальные объемы настенных росписей были расслоены в течение шести лет, и уже их может увидеть посетитель музея. Спасибо российским коллегам за их решающий вклад в этот процесс: они  отдали нам собственную технологию, научили наших реставраторов всем техническим нюансам и сами приняли участие в этой удивительной работе.      

Реставрация, возможно, единственная область искусства, где авторы дарят свои секреты коллегам, потому что понимают: благодаря таким знаниям может быть что-то спасено. В свою очередь, Спасо-Преображенский храм, как признается автор методики Владимир Сарабьянов, каждый день раскрывал перед ними свои тайны. 

В Спасе совершенно нестандартный подход к выбору сюжетов, есть уникальные изображения святых, например Борис и Глеб на стенах полоцкого храма написаны не канонически, а практически как портреты. Вся живопись, по словам специалиста, невероятно интеллектуальна, под каждым изображением есть подписи. По фрескам, созданием которых руководила святая Евфросиния, можно понять, как она ощущала мироздание: храм строился для личной молитвы.

Нетривиальная задача стояла и перед устроителями выставки. Помещение галереи узкое, размеры фресок очень большие. Кроме того, художники, которые расписывали стены в XIX веке, повторяли сюжеты двенадцатого столетия, но делали это уже в соответствии с требованиями своего времени, и хотелось, чтобы зритель смог сравнить, увидеть двойной комплект росписи для одной и той же стены. Художник-дизайнер Игорь Куржалов не скрывает, что чувствовал, как его словно кто-то подталкивает к решениям: 

– Мы старались сделать экспозицию воздушной, дать посетителю  ощущение легкости, словно изображения висят в воздухе – все-таки это лики со стен храма, который и есть небо на земле. Удалось сохранить двухслойность: панно с фрагментом росписи 1834 года можно отодвинуть и сравнить его с росписью 1885 года. Позже экспозицию дополнят и надписи, оставленные на стенах храма в разные периоды времени. Они также представляют большую историческую ценность.

Сохранившийся Спасо-Преображенский храм полоцкого монастыря считается воистину чудом. Подобных памятников архитектуры и культуры XII века – единицы на всем белорусско-российском пространстве. Его расписывали византийские мастера, их умения, говорит Юрий Малиновский, буквально поражают воображение: 

– В алтарной части храма есть изображения Иоакима и Анны – родителей Богородицы. Фигуры высотой по 3,5 метра написаны за один раз, без перерыва. Монументалисты, похоже, работали в пять рук, причем ученики и мастера рядом. Они знали законы перспективы: сама по себе церковь небольшая, но внутри она кажется огромной. Это ощущение возникает из-за особенностей написания фигур и ликов. Современные художники все время пытаются срисовать время, но такими технологиями не владеют. 
В этом храме и на выставке любой человек почувствует: к вечным ценностям пыль времени не пристает. С точки зрения материалиста, все это невероятно и нереально. Настоятельница Спасо-Евфросиньевского монастыря игуменья Евдокия на открытии выставки сказала, что подобное чудо, когда 900 лет не стерли с лица земли крошечный храм и в нем живы еще первозданные фрески того времени, хранятся нетленные мощи преподобной Евфросинии, мы можем видеть благодаря духовной жизни белорусской святой. Она была всей душой устремлена к Богу и многое из того, к чему она прикасалась, даже на земле получило вечную жизнь.  

Спасо-Преображенский храм таит в себе еще одну историческую сенсацию. Оказывается, живопись была и на его фасадах – уникальное явление для того времени, когда даже стены не всегда штукатурили. Но насколько хорошо сохранилась внешняя роспись XII столетия, реставраторы пока сказать не могут.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter