Помощь на скорую руку

Еще в школе всех нас учили, как оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях. Но на практике только единицы...

Плацкартный вагон поезда Витебск — Гродно. Глубокая ночь — почти все пассажиры спят. Внезапно тишину прорезает истошный крик: «Помогите! В поезде есть врач?!» Молодой паренек мечется по вагону, трясет спящих: «Как помочь при приступе эпилепсии? Не знаете?» Оказывается, его сосед бьется в конвульсиях, изо рта идет пена... Ни пассажиры, ни проводница, ни начальник поезда не знают, как быть. Одни стоят словно зачарованные, другие вздыхают да ахают, кто–то роется в вещах в поисках таблеток (хотя любой врач сказал бы: при приступе эпилепсии они совсем не нужны). Испугавшиеся в спешке переходят в другой вагон, подальше от чужой беды... Реакция разная, но объединяет всех одно — медицинская безграмотность. Корреспондент «СБ», ставший очевидцем такой сцены, решил обсудить с коллегами эту тему.


Дмитрий Бобрик: Все мы рассуждаем: если что и произойдет, то только не со мной. Вот разве думал я, садясь в тот поезд, что рядом окажется человек с эпилепсией? Разве думает рыбак, выходя на лед весной, что именно под ним он провалится? Разве думает водитель, садясь за руль, что его подрежет лихач? Но беда может поджидать за любым углом.


Юрий Бакеренко: Еще в школе всех нас учили, как оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях. Но на практике только единицы что–то могут сделать.


Инна Кабышева: Учили в школе? Сколько лет прошло с тех пор, как нам преподавали ОБЖ? Лично я весьма смутно помню, как делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Зато в памяти сохранились старинные агитплакаты, развешанные по всему классу, и противогазы, в которых одноклассники фотографировались, хохоча до упаду. Сейчас точно будет не смешно, если на моих глазах кровью будет истекать человек, а я ничем не смогу помочь. Но проблема–то не только во мне. Нужно менять подходы к преподаванию ОБЖ в школе, медицины — в университетах, на курсах вождения, наконец... Во главу угла поставить практику, может, даже водить экскурсии в больницы. Одно дело — теоретические выкладки и плакаты, совсем другое — живой человек.


Ю.Б.: А еще было бы неплохо, чтобы работодатели оплачивали обучение своих сотрудников на медицинских курсах, как это делают в некоторых западных странах. Должен работать целый комплекс. Тогда будет хоть какой–то толк! Нужно и самим как–то перестраиваться. Увы, рыться в медицинских книгах и интернете начинаем, только когда жареный петух клюнет. А почему заранее не подстелить соломку? Возможностей для этого — вагон.


И.К.: Я всегда надеюсь, что в критической ситуации на помощь придут медики. Всего знать невозможно. Хотя соглашусь: азами оказания экстренной помощи должен владеть каждый.


Д.Б.: Хм, каждый... Не перебор ли? В медицине все очень тонко. Один неверный шаг — и жизнь может оборваться. Видишь аварию, пожар, тонущего — позови на помощь профессионалов, позвони и сообщи куда следует.


Ю.Б.: Ага, а сам сиди и жди у моря погоды? Хорошо, если «скорая» приедет оперативно. А если беда случится в какой–нибудь глуши, куда и автолавка–то всего раз в неделю по грязи еле добирается? А как быть, если до ближайшей амбулатории километров 40? Будет человек жить или нет — нередко решается в считанные минуты. Я считаю, ни в коем случае нельзя позвонить и отойти в сторонку, умыв руки.


***


И.К.: Психология... Часто многие просто боятся приблизиться к человеку, который лежит на тротуаре или в парке у скамейки. Я, помню, как–то подошла к стонущему мужчине. Подумала: ему плохо. А поинтересовалась, чем могу помочь, — тот отправил меня по матушке.


Ю.Б.: Ход мыслей большинства — «наквасился», «отдыхает», зачем связываться, куда–то звонить? Милиция приедет, «скорая»... А что, если у этого мужичка еще из карманов кто–то деньги стащил? Проблем не оберешься. Но вдруг у него, например, инсульт? Нельзя плевать с высокой колокольни на все, что происходит вокруг. Не умеешь оказывать первую медицинскую помощь — научись. Не знаешь признаков болезни — узнай. Увы, большинство рассуждает: мое дело сторона.


Д.Б.: Не стоит сбрасывать со счетов шок. Вот представь: попал ты в аварию. Машина разбита, из–под капота валит дым. Сам перепугался, поранился. А еще и пассажир пострадал. Как поступишь? Бросишься помогать или будешь какое–то время «переваривать» все, что случилось в считанные секунды? Недавно нечто подобное произошло в Минске. «Мазда» на полном ходу врезалась в фонарный столб. Но женщина–водитель вместо того, чтобы помочь пассажирке, скрылась с места происшествия.


И.К.: Не хочется оправдывать, но в стрессовой ситуации может случиться что угодно. Были случаи, когда дамы, родив детей в экстремальных условиях, выбрасывали их на свалку, оставляли замерзать на улице. Потом медики доказывали: было помутнение рассудка, на время стресс сделал человека невменяемым! Вот и после серьезной аварии можно потерять над собой всякий контроль.


Ю.Б.: А по–моему, случай с водителем «Мазды» — очередное подтверждение того, что безответственность у нас процветает. Да, оказать первую медицинскую помощь может не каждый, но ведь взять телефон и набрать номер «скорой» под силу даже ученику младших классов. Поднял статистику. В 2010 году было 6.363 ДТП с пострадавшими, почти 1.200 погибли, при этом только шестая часть из них — со 2–го по 30–й день после аварии (в том числе из–за несвоевременно оказанной помощи). Большинство же гибнет в первый день, зачастую еще до приезда медиков. Наиболее критичны первые полчаса.


Д.Б.: И что делать? Хватать человека на руки и тащить в ближайшую больницу? Несколько лет назад в России свидетель ДТП, пытаясь оказать помощь пострадавшему водителю, на руках отнес его в больницу. Ни к чему хорошему это рвение не привело. Пострадавший умер из–за неправильной транспортировки — смещение позвоночника...


***


И.К.: Кстати, коллеги. Нога в ногу с медицинской безграмотностью шагает еще одна большая наша проблема — склонность к самолечению. Вот в России недавно провели соцопрос. Оказалось, более чем 3/4 россиян покупают лекарства без рецептов, выбирают что–нибудь подешевле, чаще всего даже с врачом не консультируются. Думаю, у нас примерно та же картина.


Ю.Б.: На Западе, где медицина платная, вас за такое самовольство по голове не погладят — могут и медицинской страховки лишить, а у нас, я уверен, любой аптекарь десятки раз за смену слышит: «А что вы мне посоветуете?» С этим вопросом вообще–то нужно к врачу обращаться. Увы, многие лечатся «методом тыка». Заболела голова — пичкают себя аспирином, залихорадило — антибиотиками. Откуда эта тяга быть самому себе Айболитом?


Д.Б.: Самолечение не просто вошло в моду — оно популяризируется на телевидении. Медицинских ток–шоу, извините, как грязи. И гости там сплошь известные актеры да певцы. У публики срабатывает стереотип: если актриса Елена Проклова занимается самолечением, почему бы и мне не попробовать? Хотя, признаюсь, сам грешен. Заболело у меня недавно горло. В интернете посоветовали пополоскать его авиационным керосином. Рискнул попробовать — и, не поверите, помогло...


Ю.Б.: А просто содовым раствором не пробовал? Обязательно сразу «огнем и мечом», по методу пресловутого целителя Малахова? Впрочем, понятно: когда человеку худо, он судорожно хватается за любую соломинку. И часто даже не задумывается, что эта самая соломинка может оказаться тяжеленным камнем, который утянет еще глубже. Исследование, недавно проведенное в БГМУ, показало: около 50 процентов людей, получив на руки рецепт от врача, даже в аптеку не идут! Пропускают мимо ушей рекомендации профессионалов и надеются на себя и советы «знахарей» из интернета. Зачастую из–за этого болезнь только прогрессирует.


И.К.: Как–то в интернете некто, представившийся врачом–аллергологом, так меня проконсультировал, что дурно стало. По описанным мной симптомам чего только он у меня не нашел! Побежала в поликлинику — меня там назвали паникершей... Думаю, всякие медицинские форумы лучше вообще обходить стороной. Хочешь что–то узнать — лучше зайди на сайт клиники и получи квалифицированную онлайн–консультацию.


Д.Б.: Вот это правильно! Не будешь же по малейшему поводу к врачу бегать. Увы, не все это понимают. Есть особый контингент людей, которые чуть что — сразу к врачу. Любят у нас бросаться в крайности. Или вообще не лечатся, или лечатся как–то маниакально.


И.К.: А в ВОЗ давно высчитали, что здоровье только на 10 процентов зависит от врача. Экология, вредные привычки, малоподвижный образ жизни — факторов, испытывающих нас на прочность, уйма. А тут еще мы со своими доморощенными рецептами... Какая уж здесь ответственность за других, если за себя толком не отвечаем? Начать ведь можно хотя бы с мелочей. Доверяй только проверенным лекарствам. Не кури, когда рядом беременная женщина. Прикрывай рот, когда кашляешь...


Ю.Б.: Все дело в том, что валяться на диване, поплевывая в потолок, а потом рыскать по интернету в поисках уникальных рецептов здоровья — это просто. А ходить в спортзал, бассейн, делать зарядку, бегать по утрам, ограничивать себя в жирном и сладком — это трудно. Но все же, согласитесь, легче не болеть, чем лечиться.

 

Какую болезнь можно вылечить самому?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter