Помешанные на Моцарте

На свете много красивых городов. Их можно полюбить. Но есть такие, в которые можно влюбиться... Вена — из их числа...

На свете много красивых городов. Их можно полюбить. Но есть такие, в которые можно влюбиться... Вена — из их числа.


Да, сегодня для путешествий не самые благоприятные времена. Но они ведь закончатся?! А пока можно путешествовать и сидя на диване, листая интересный альбом. Надеюсь, когда–нибудь вы все–таки отправитесь в путешествие и вам пригодятся мои заметки по поводу города, который я хорошо знаю и очень люблю.


В Вене все замечательно: замки, дворцы, сверкающие витрины, чугунные ограды, старинные фонари и многочисленные памятники, часто конные, отдельным выдающимся людям, а иногда целым событиям, например, победе города над чумой. Есть памятники Гете, Шиллеру, Моцарту, перед которым всегда высажены цветы в виде скрипичного ключа. Один из самых известных и почитаемых — на Рингштрассе, круговой улице, опоясывающей весь центр, — Марии Терезии. Императрица сидит на троне в окружении сановников. Эта дама была когда–то очень популярна в Европе. Она строила Шенбрунн, ввела бесплатное образование, сама имела 16 детей. Одна из ее дочерей — Мария–Антуанетта, вышедшая замуж за французского короля, закончившая свою жизнь на эшафоте.


Когда я гуляю по Вене, всегда тихо напеваю  что–нибудь из Штрауса. Великий композитор жил и умер в этом замечательном городе и многие свои знаменитые вальсы посвятил ему — «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса». Венцы его обожали, под звуки его божественных мелодий замирал или кружился в танце весь  город. И сегодня музыка короля вальсов постоянно звучит в многочисленных концертах, часто устраиваемых, как и во времена Штрауса, в парках, которых здесь тоже очень много. А в доме, где жил композитор, сегодня — популярное кафе, которое называется «3/4». 3/4 — как известно — ритм вальса. И самый красивый памятник в Вене — Иоганну Штраусу. Композитор во фраке, с великолепными усами, со скрипкой в руках, а вокруг великолепные женщины — музы. И кругом — тюльпаны, ирисы, лилии. Цветы, как и женщин, маэстро обожал.


Вена вообще город музыки. Здесь жили и творили Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брамс, Легар, Брукнер, Малер. Гуляя по главной пешеходной улице Кертнерштрассе, которая ведет от театра оперы до собора Святого Cтефана, я всегда останавливаюсь у красивого здания (впрочем, некрасивых домов здесь просто нет), бывшего дворца князя Эстергази, у которого при дворе служил Йозеф Гайдн, сын каретника и отец симфоний. Сегодня в этом здании казино.


Но своим кумиром Вена выбрала Моцарта. Экскурсовод обязательно приведет к «Фигаро–хаус», это рядом с кафедральным собором. Моцарт, живя в этом доме, в роскошной по тем временам квартире, был необыкновенно счастлив, влюблен в свою жену Констанцию, сочинял «Свадьбу Фигаро», получал хорошие гонорары. Нищета, болезнь, забвения будут потом... Изображение Моцарта просто преследуют вас. На чашках, тарелках, бокалах, в полный рост — при входе в магазин. Распространители театральных билетов на улице тоже одеты «под Моцарта» — напудренные парики, длинные камзолы, белые чулки до колен. И бесконечные конфеты с портретом композитора, кстати, очень средние по своему вкусу — в коробках, некоторые из которых имеют форму скрипки, и просто в целлофановых пакетах различной величины. Если хотите привезти эти конфеты домой как сувенир, покупайте их подальше от центра, там значительно дешевле.


Таких дам, каких я встречала в венских кафе, больше нигде не видела. Да, уже немолоды, но чрезвычайная ухоженность, элегантность, потрясающие манеры, и эти перчатки, часто до локтей, и пахнет от них не нафталином, а изысканными духами.


О Вене я могу говорить и писать бесконечно... Сегодня ставлю точку, хотя, возможно, продолжу в следующий раз...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter