Полосатый рейс

Командировка в отдаленную деревню
Командировка в отдаленную деревню

«Вы часто рассказываете о том, что деревни сейчас преображаются, становятся более похожими на города. Согласен, делается многое. Но далеко не все проблемы решаются как следует, — горячился Иван Морозов, позвонивший в могилевский корпункт «СБ». — Ведь до многих деревушек добраться не просто сложно, а практически невозможно: автобусы из райцентра ходят туда раз–другой в неделю. Попробуйте, например, из Чаусов доехать до деревни Будино — сомневаюсь, что вам это легко удастся...» Я решил последовать совету читателя и съездить в глубинку на рейсовом автобусе. Все оказалось не так грустно, как рассказывали. Но и не так гладко, как хотелось бы...

На автобус Могилев — Чаусы чуть не опоздал. Еще пару минут промедления, и следующего рейса надо было бы ждать часа полтора. В общем, повезло. По дороге до райцентра хвалил себя за предусмотрительность, позволившую сэкономить время. Однако оказалось, можно было и не торопиться...

В Чаусах на автостанции изучаю расписание, и настроение поднимается: отлично, что приехал именно в четверг. Потому что в понедельник и среду рейсов до нужной мне деревни нет вообще. В пятницу — только вечером. Те, что в выходные, мне тем более не подходят... Смотрю на время отправления и с грустью понимаю: четверг здесь для меня тоже не «рыбный день». Оказывается, автобус до Будино был рано утром. Следующий — около 2 часов дня. Проезжает через деревню и сразу же возвращается обратно. Ни с людьми поговорить, ни село посмотреть. Ищу такси. Прокачусь с ветерком, а уж обратно как–нибудь на рейсовом. Водитель первого же таксомотора, услышав, куда мне надо, замахал руками: «И не просите, не поеду: подвеску жалко». Второй таксист, правда, оказался посговорчивее.

По дороге Валентин рассказал, что я, сам того не подозревая, пошел по стопам многих крестьян. Часто люди приезжают в райцентр и за делами не успевают на рейсовый автобус. А еще его может вообще не быть в тот день. Но дома или дети малые, или скотина голодная: вот и приходится брать «тачку», хотя удовольствие это не из дешевых. Да уж, действительно... За поездку на комфортабельном автобусе из Могилева до Чаусов (около 40 километров) я заплатил 5 тысяч рублей. А за меньшее расстояние пришлось выложить в пять раз больше. Да еще и высадил меня таксист за два километра до пункта назначения, в деревне Морозовка. Может, по ошибке, а может, как и его коллега, тоже подвеску боялся разбить...

Ну да ладно, не привыкать к пешим прогулкам. Теперь, пока сюда доберется автобус, можно и с местным людом поближе познакомиться. Первой встречаю Лидию Степановну Янченко, интересуюсь у нее насчет автобусной связи с «большой землей», то бишь райцентром. В ответ собеседница только улыбается: «Нормально, во вторник и четверг хоть в больницу, хоть в исполком, если надо, доезжаю без проблем. Вот только если бы еще и разные ЧП со мной случались по этому расписанию. А то как–то сломала руку в среду. «Скорая» в больницу отвезла, там мне гипс наложили. Обратно на такси добиралась». Семен Леонович Морозов, пока лечил сломанную ногу, раз в десять дней должен был ездить в район на процедуры. Каждый раз приходилось нанимать «извозчика». Накладно, конечно, да другого выхода не было.

Пройдя пару километров по безлюдной дороге, оказываюсь в Будино. Когда–то здесь жили с полтысячи человек. Сейчас десятка три вряд ли наберется. Екатерина Яковлевна Леднева, которой пошел восьмой десяток, на все мои расспросы машет рукой: мол, «если надо, можно и до агрогородка «Радомля» прогуляться (это 7 километров. — П.М.), а там найдешь какую–нибудь попутку до Чаусов». Крепкий парень Сашок присматривает за больной матерью — понятно, избытком финансов похвастать не может. Поэтому, когда нет денег на таксомотор, а домой надо, вынужден из Чаусов без малого 30 километров шагать пешком.

Рассказывали, что еще года полтора–два назад дорога в Будино была такая, что в слякоть даже тракторы застревали. Ну а общественный транспорт здесь просто не прошел бы. Он и не ходил. Сейчас в деревне вполне сносная гравийка. И местные жители нарадоваться не могут: хоть несколько раз в неделю, да появляется автобус.

Впрочем, многих этот график не устраивает. Вот и у продавщицы деревенского магазина Лидии Корявой то и дело возникают рабочие нестыковки: «Не только к нам, даже в Радомлю, хотя это и агрогородок, по понедельникам и средам автобус не ходит. А меня, бывает, именно в первый день недели в райпо с отчетами вызывают. Лишь попутка и спасает. Или частнику плачу — тысяч 15 за поездку. Но при зарплате в 160 тысяч много не наездишь».

Время за разговорами летело незаметно, и я то и дело поглядывал на часы — вот–вот должен появиться автобус, на котором можно уехать в Чаусы. Дождался — мимо бодро прошелестел колесами «пазик». Я, было, сразу рванул из магазина, где у печки отогревал замерзшие руки, но продавщица меня остановила: «Не торопитесь, водитель еще в соседнем Заложье постоит и только потом вернется. Погрейтесь еще». Не послушался я мудрой женщины и отправился ждать автобус на улицу. Час простоял в надежде, что скоро в салоне отогреюсь. Но не тут–то было. Проходившая мимо местная жительница искренне пожалела меня, наивного: «Автобуса ждете? Напрасно. Он уже давно уехал по другой дороге, не заезжая в Будино»...

Пришлось идти пешком в Радомлю в темноте. Семь километров месить снежную кашу — удовольствие не ахти. Да еще под аккомпанемент доносившихся с окрестных полей завываний. То ли это волки были, то ли собаки, не скажу. Поэтому представьте мою радость, когда впереди показались огоньки агрогородка. И попутку долго ждать не пришлось — электрики, работавшие где–то в окрестностях, подвезли до райцентра.

...Уже из окна автобуса до Могилева увидел знакомого таксиста, в машину которого садились люди. Им надо было ехать домой — в деревню...

Компетентное мнение

Начальник отдела транспорта и коммуникаций Могилевского облисполкома Владимир Барботкин:

— По существующим минимальным социальным стандартам в деревни, где есть больше десяти дворов (Будино как раз попадает в эту категорию), автобус должен ходить дважды в неделю два раза в день. Хотелось бы, конечно, чтобы людям было удобнее добираться до райцентра и рейсы были ежедневными. Но, к сожалению, желания не всегда совпадают с возможностями. Пригородные перевозки нерентабельны. И расходы, которые несут автотранспортные предприятия, компенсируются из районных бюджетов. Суммы этих субсидий не безграничны. Поэтому ежедневные перевозки, если в автобусах будет ездить по два–три человека, могут попросту опустошить местную казну. Для того чтобы уменьшить убытки перевозчиков, в райцентрах обновляется автопарк — большие автобусы меняют на машины малой вместимости. Но, увы, и на это не всегда денег в достатке. Сейчас мы расплачиваемся за машины, взятые в лизинг. Остатка средств еле хватает на текущие нужды. По идее, можно было бы организовывать дополнительные рейсы по предварительным заявкам сельчан. Например, собрались жители деревни съездить в райцентр, сообщили об этом в местный автопарк — оттуда прислали автобус. Думаю, это помогло бы частично решить проблему.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter