Нужно ли ограничивать скорость для средств персональной мобильности и кому жаловаться, если вас сбили

Полоса невезения

С приходом теплых дней на улицах наших городов становится все больше гироскутеров, моноколес, электросамокатов, велосипедов. Популярность маломеров вполне объяснима: это быстрый и экологичный способ передвижения. Но для таких видов транспорта острым вопросом становится безопасность. Из-за высокой скорости тротуары нередко напоминают скоростные трассы. Как изменить ситуацию? 

Мода на самокаты обгоняет законодательство 

Фото  pexels.com
Неделю назад столичную дорогу не поделили водитель авто и парень на электросамокате. Конфликт произошел на мосту в районе пересечения с Партизанским проспектом. Парень на электросамокате мчал по дороге на скорости около 50 км/ч. В крайней левой полосе ехал таксист, и ему явно не понравилось, что электросамокатчик мчался рядом. На светофоре владелец маломера притормозил. Спустя несколько секунд недовольный мужчина резко выскочил из авто и налетел на парня с кулаками. Завязалась драка. Потасовка закончилась быстро, никто серьезно не пострадал.

Начальник ОГАИ МОБ Фрунзенского РУВД Минска Андрей Шуканов рассказал, что в последнее время владельцы электоросамокатов, гироскутеров и моноколес все чаще создают опасные ситуации на улицах. Что касается конфликта на дороге — сейчас популярность миниатюрных электрических средств передвижения в Беларуси идет впереди законодательства: четких правил, регламентирующих их использование, пока не выработано. Правила дорожного движения запрещают на велосипеде или электросамокате выезжать на проезжую часть, но и тротуар — пространство для пешеходов, оно не предназначено для скоростной езды. Да и мчаться 50 километров в час на дороге — опрометчивое решение.

— Безопасность — острый вопрос для новых средств передвижения, — подчеркивает Андрей Шуканов. — Нередко при конфликтных ситуациях сотруднику ГАИ тяжело визуально определить тип транспортного средства. К тому же в городе часто встречаются электросамокаты, которые по техническим характеристикам и мощности не уступают мопедам либо мотоциклам. 

Еще одна проблема, на которую обращает внимание эксперт, — покупка маломеров без документов. К качественному электросамокату должны прилагаться инструкция, гарантийный талон: 

— Таможенного паспорта, где указана мощность, у большинства владельцев гироскутеров, моноколес нет. На мой взгляд, если транспортное средство развивает скорость более 40 км/ч, его нужно регистрировать. Плюс у таких мобильных средств передвижения должны быть установлены специальные ограничители скорости. 

Адрей Шуканов отмечает и такой важный момент: родителям не следует воспринимать модные средства передвижения для детей как безобидную игрушку. Ограничений по возрасту для компактного электротранспорта пока не существует, поэтому при покупке устройства нужно руководствоваться здравым смыслом и, во-первых, не брать мощную технику, а во-вторых, не выпускать ребенка на ней за пределы двора, а если и выпускать, то только под присмотром.

Медленных зон будет больше

Несколько лет назад на улицах наших городов появились самокаты и велосипеды, которые можно взять в краткосрочную аренду — шеринг. Схема нехитрая: регистрируешься в специальном приложении, ищешь через него ближайший самокат — и в путь. Деньги спишутся с банковской карты. 

Число ДТП с электросамокатами растет во всем мире. Например, в России количество таких аварий с начала года увеличилось на 200 процентов. С января по май погибли два человека, 119 получили ранения. Горожане все чаще жалуются на лихачей, которые носятся по тротуарам, не замечая никого вокруг. В Невском районе Санкт-Петербурга мужчина наехал на пятилетнюю девочку — ее увезли в больницу в тяжелом состоянии. Случаи травмирования детей стали поводом для возбуждения уголовных дел по статьям о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Следственный комитет провел обыски у крупных сервисов аренды самокатов.

Сейчас скорость шеринговых электросамокатов при движении по Петербургу не должна превышать 15 км/ч. Такие условия комитет по транспорту города выдвинул компаниям, сдающим электросамокаты в аренду. Появились и специальные «медленные зоны». Например, если электросамокат едет по Парку Горького, то автоматически он не сможет разогнаться больше 15 км/ч. Таких зон уже больше 50, и их число будет расти.

Минтранс России также выступил с предложением о введении ограничений для владельцев электросамокатов, их выделят в отдельную категорию участников движения вместе с пользователями роликов, скейтбордов и беговелов — блок поправок касается так называемых средств индивидуальной мобильности. Так, ребенок до семи лет сможет кататься на маломере по тротуарам, пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. Детям 7—14 лет сопровождение не потребуется. При совместном движении с пешеходами будет запрещено разгоняться более 20 км/ч. В пьяном виде кататься на электросамокате, сигвее, скейтборде запрещено.

Приравняют к мопедам 

Как сделать тротуары безо­пасными? В МВД Беларуси подготовили проект указа, согласно которому в ПДД могут появиться требования для владельцев сигвеев, электросамокатов, моноколес и гироскутеров.  

В частности, предлагают закрепить понятие «средство персональной мобильности». Оно сможет разгоняться не больше 25 км/ч. Их «водители» будут приравниваться к пешеходам. То есть на таких устройствах ездить можно будет везде, где можно передвигаться пешеходу. А на переходах скорость должна равняться скорости пешехода. Если возле тротуара есть велодорожка, ехать нужно будет по ней.

Более мощные устройства с электродвигателями приравняют к мопедам либо мотоциклам, для управления которыми нужны водительское удостоверение, техосмотр и страховка.

Также в ГАИ запретят управлять средствами индивидуальной мобильности, которые разгоняются более 25 км/ч, не оснащены исправной тормозной системой и рулевым управлением (при наличии), не оборудованы фарами либо фонарями. Пользоваться таким транспортом не смогут и подростки до 12 лет.


Велодорожка — не место выгула собак 

В Беларуси развивается инфраструктура, способствующая безопасному передвижению как для велосипедистов, так и для пешеходов. Принцип в том, чтобы сама дорога не вынуждала нарушать правила. И здесь необходимо подходить к вопросу системно, уверен Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания:

— На велодорожках мы часто видим семьи с колясками, людей в возрасте, занимающихся скандинавской ходьбой, спортсменов — конечно, велосипедисты не особо рады «чужакам» на специально отведенной для них территории. Но если разобраться в причинах, становится понятно, что по обычному тротуару порой не пройти, плитка местами просела, образовались ямы. Либо ширина пешеходной части недостаточна. Проблему нужно решать комплексно. В то же время нередко при распределении городского бюджета значительная доля средств идет на реконструкцию проезжей части улично-дорожной сети. При этом не уделяется должного внимания велодорожкам либо к их обустройству подходят формально и по остаточному принципу. 

 Растущее количество велосипедистов, самокатчиков и моноколесников требует не только создания качественной инфраструктуры, но и совершенствования ПДД. Снижение количества пострадавших в ДТП велосипедистов — одна из целей Национальной велоконцепции, разработанной в стране. Сейчас идет выработка предложений о внесении изменений в ПДД и закон «О дорожном движении». 

Валентина Познякова, председатель областного общественного объединения «ВелоГомель», отмечает, что, например, Гомелю недостаточно просто несколько велодорожек или полос, они должны быть увязаны в одну общую сеть. Важный момент — парковки. Да, их стало больше, но иногда они такие, что поставить велосипед или другую технику невозможно — или упадет, или поцарапается. Специально отведенные места должны быть высокими, лучше удобной П- или U-образной формы.

  Фото Виталия Пивоварчика

Эксперт обращает внимание, что часть граждан упорно ходит по велодорожкам, несмотря на разметку и знаки. Тем самым они не только подвергают себя опасности, но и заставляют велосипедистов нервничать, создают им неудобства:

— Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда родители шли по пешеходной зоне, а дети бегали по велодорожке. Такая безалаберность и невнимательность может привести к беде, особенно когда темнеет. Еще многие пешеходы ведут себя безответственно и выходят на прогулку с собаками в непредназначенных для этого местах. В городе пару лет назад был неприятный инцидент с велосипедистом и небольшим йоркширским терьером. Хочется попросить пешеходов с питомцами: когда идете по тротуару, держите собачку на коротком поводке. Конечно, и велосипедисты должны осознавать опасность высокой скорости на оживленных дорожках.
Фото Сергея Мицевича

Формально, если мы видим знак, где нарисован только велосипед, то это полноценная велодорожка. Но по ПДД велосипедист прав здесь не имеет. Хотя во многих странах пешеходов за прогулки не на своей части дороги штрафуют. На Западе вопросам о безопасном использовании мобильного электротранспорта — особое внимание. В Великобритании и Германии такая продвинутая техника приравнена к транспортным средствам. А значит, ее владельцы должны зарегистрироваться и получить номера. Управлять ею можно только при наличии прав и страховки. 

Свои правила, внесенные в ПДД, разработаны для электросамокатов и во Франции. Нарушителям грозит штраф до 1500 евро. Скорость ограничена 25 км/ч. По тротуарам ездить запрещено, если там не выделена велодорожка. В остальных случаях передвигаться можно по проезжей части, правда, если разрешенная для автомобилей скорость не превышает 50 км/ч. В Испании водители новых видов транспорта должны быть в шлемах и уступать дорогу другим участникам движения, в первую очередь пешеходам. 

Как считает Валентина Познякова, конечно, нельзя забывать о культуре поведения. Жизнь и безопасность должны всегда стоять на первом месте.

Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник отмечает, что пользователей прогрессивных средств передвижения с каждым годом становится все больше и нужно искать для них место в городе:

— Гироскутеры, электросамокаты, моноколеса — это экологичный и удобный вид передвижения. Легкий и компактный электросамокат отлично комбинируется с общественным транспортом. Они небольшие, так что при необходимости их можно взять с собой в метро, на работу. На широких улицах, где это возможно, нужно совершенствовать существующую инфраструктуру, проектировать новые улицы с заделом на будущее. 

Эксперт отмечает, пока конфликтная ситуация между пешеходами и владельцами новомодных средств не обострилась, всем участникам городской среды нужно искать компромисс. Важно подготовить законодательную базу, прописать новые средства мобильности в ПДД. Очевидно, что гонять по тротуарам на новой технике нельзя. Главное, реально обеспечить процесс безопасного движения для каждого. И конечно, не стоит забывать об элементарной культуре:

— В основе — вежливое отношение друг к другу. Не нужно делить себя и других на классы «велосипедист», «автомобилист», «электросамокатчик», «пешеход» — по сути мы все участники движения. Всегда нужно быть предельно внимательным и к себе, и к другим.

На тротуаре малыша сбил лихач

В мае Hyundai задел на пешеходном переходе 14-летнюю девочку на электросамокате. Несчастный случай произошел в Минске на проспекте Пушкина. Подросток с большой скоростью выскочил на проезжую часть на красный свет, водитель не успел затормозить. Девочка получила повреждения и была доставлена в больницу. 

Камера, установленная на улице Орловской, зафиксировала молодого человека, который мчался на самокате по проезжей части со скоростью 75 км/ч. 

Неудивительно, что такие гонки нередко заканчиваются попаданием в больницу. 

— В апреле к нам привезли 4-летнего мальчика с травмой головы. Хорошо, что родители не растерялись, быстро остановили кровь. Оказывается, на вечерней прогулке ребенка на высокой скорости сбил лихач-велосипедист, — рассказывает травматолог-ортопед 11-й городской детской поликлиники Людмила Шумейко. — Рана была около 4 сантиметров, пришлось накладывать малышу несколько швов. Сейчас с мальчиком все хорошо, но последствия такой аварии могли быть намного серьезнее.

ДВИЖЕНИЕ В ПРАВОВОМ НАПРАВЛЕНИИ 

Что нужно делать и куда обращаться, если вас сбил электросамокатчик или велосипедист? Об этом в беседе с адвокатом Сергеем Хмылко.

— Как быть, если вас сбил гироскутер или электросамокат? 

— Статус этого транспорта в законодательстве пока прямо не урегулирован. Есть два мнения. Первое. Исходя из буквального толкования подп. 2.26 п. 2 Правил дорожного движения под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем, т.е формально мобильные устройства подпадают под понятие, но в таком случае сюда же относятся и детские машинки. 

Второе. Правила дорожного движения необходимо читать в комплексе со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 «О дорожном движении», согласно которой право управления механическим транспортным средством подтверждает водительское удостоверение, разделенное на категории и подкатегории в зависимости от вида транспортного средства. Электросамокат не относится ни к одной из содержащихся в вышеупомянутом законе категорий, следовательно, для его управления не требуется специальное право.

Суд придерживается второй точки зрения. Соответственно, в случае причинения вреда лицо несет гражданскую ответственность, вправе требовать возмещения материального и в некоторых случаях морального вреда.

Фото  pixabay.com

— Куда обращаться после происшествия?

— Если речь идет о столкновении гироскутера, моноколеса или электросамоката с пешеходом, то следует сообщить о случившемся сотрудникам милиции (ГАИ), а также сделать максимум фотографий с места происшествия, записать данные свидетелей. Если рядом были видеокамеры, попробуйте получить запись.

Специалисты проведут проверку и дадут правовую оценку действиям каждого из лиц. Даже если будет установлен факт нарушения правил дорожного движения, то привлечение виновного лица к административной ответственности не восстановит права пешехода, если, например, вследствие столкновения данному лицу и его имуществу был причинен имущественный вред (разбился мобильный телефон или порвалась одежда, сумка и т.п., а также причинены телесные повреждения), поскольку административный штраф подлежит уплате не в пользу лица, которому был причинен вред, а в пользу государства.

Если пешеход, которому был причинен вред, желает получить денежное возмещение, компенсацию морального вреда, то с таким требованием необходимо обращаться в суд. Здесь важно установить личность и контактные данные, включая адрес места проживания или регистрации лица, которое управляло мобильным средством передвижения.

— Может ли дело дойти до суда, а пострадавший рассчитывать на компенсацию? 

— Да, случаи о привлечении лица к уголовной и (или) гражданско-правовой ответственности по обозначенным правонарушениям рассматриваются в судебном порядке. Мобильный вид транспорта стал популярен у нас недавно. На мой взгляд, нам следует присмотреться к опыту других стран, усовершенствовать законодательство, чтобы пешеход, при ЧП мог знать, что его права защищены. 

Проблематика законодательного регулирования существует не только у нас, но и в ряде стран СНГ. Какой-то общей позитивной концепции в разрешении сложившейся ситуации пока нет. В практике был случай, когда столкнулись два велосипедиста. Данное происшествие не регулировалось правилами дорожного движения, вред взыскивался в рамках гражданского дела в суде. Поэтому необходимо, чтобы неопределенность в правовом статусе электросамокатов и других схожих средств передвижения была устранена на законодательном уровне как можно быстрее. 

Когда идти в суд

Если пострадавший пешеход обратится в органы внутренних дел, то вопрос о привлечении виновного лица к ответственности будет находиться в компетенции уполномоченных органов. Если же пешеход будет осуществлять защиту своих прав через суд самостоятельно, то алгоритм действий будет примерно следующий:

♦ нужно обратиться с требованием к лицу, причинившему вред, чтобы у последнего было понимание заявленных к нему требований, если данное лицо откажется компенсировать моральный вред, то потерпевший может обратиться в суд;

♦ подготовить исковое заявление, оценить сумму ущерба, которую пешеход будет требовать к возмещению;

♦ определиться с размером компенсации морального вреда (при наличии такового), подготовить обоснование (например, представить заключение врача);

♦ оплатить государственную пошлину из расчета 5 % от общей суммы вреда (за требование о взыскании компенсации морального вреда уплачивать государственную пошлину не нужно);

♦ после подачи искового заявления ожидать извещения из суда о его принятии и вызова в судебный процесс.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter