Северная столица России делает ставку на уникальные минские электробусы

Полным ходом

Первый белорусский электробус большой вместимости МАЗ 303Е10 продан в Санкт‑Петербург. В церемонии передачи инновационной машины участвовали вице‑губернатор Северной Пальмиры Максим Соколов и белорусская делегация во главе с министром промышленности Петром Пархомчиком.

Достоинства электробуса уже оценили белорусы. Водитель-испытатель Дмитрий Жданович уверяет: классная машина!

Примечательно, что сделка состоялась на фоне утверждения президентами Беларуси и России 28 союзных программ. Это открывает новые возможности для сотрудничества: питерские транспортники заявляют о намерении приобрести в Беларуси в ближайшее время 200 электробусов и 250 троллейбусов, в том числе с автономным ходом.

Минская новинка радует глаз дизайном, воплотившим в металле, пластике и стекле силуэт символа Беларуси — могучего зубра. Под стать и интерьер. Яркая обивка сидений поднимет настроение в пасмурный день. Салон вмещает до 90 пассажиров, к их услугам USB‑порты для зарядки телефонов, кондиционер, ­теплые кнопки, пандус для людей с ограниченными физическими возможностями, бесконтактная система противозащемления и прочие «изюминки», отличающие пассажирские машины МАЗ новейшего поколения. Они, к слову, отмечены высшей наградой международной выставки Comtrans в Москве. Максимальная скорость — 75 км/ч. Однако главное преимущество белорусского электробуса в том, что он без подзарядки способен проехать до 300 километров. Этого вполне достаточно, чтобы пересечь Санкт‑Петербург несколько раз. И примерно в полтора раза больше, чем могут российские аналоги, уже испытанные в городе на Неве. Ночью машина всего за четыре‑шесть часов полностью пополнит запас энергии. Она спроектирована с учетом северных условий эксплуатации, ей нипочем ни морозы, ни влажный балтийский климат.

Для жителей Северной столицы минский электротранспорт не в новинку. «СОЮЗ» уже писал, что ранее сюда были поставлены трамваи, изготовленные в Беларуси иностранным предприятием «Штадлер». Отметился на улицах города перед его покупкой и мазовский электробус: летом он прибыл в Санкт‑Петербург на апробацию.

В городе за несколько лет ощутимо вырос и парк традиционных МАЗов. В частности, успешно работают на городских маршрутах, в том числе пролегающих по Невскому проспекту, более 120 вместительных минских «гармошек». В целом же сегодня ГУП «Пассажиравтотранс» эксплуатирует 407 автобусов производства ОАО «МАЗ» — это каждая пятая машина предприятия. Большинство из них сосредоточено в Колпинском автобусном парке, являющемся официальным сервисным центром Минского автозавода. Работники парка прошли соответствующее обучение и самостоятельно проводят техническое обслуживание автобусов.

Генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин рассказал гостям и о том, как проявили себя другие белорусские новинки: автобусы МАЗ наивысшего экологического класса «Евро‑6» и работающие на сжиженном природном газе. На очереди — испытания электробуса ОАО «Белкоммунмаш» Vitovt E433. Сочлененная машина длиной почти 19 метров вмещает до 150 пассажиров, в том числе маломобильных. Такие электробусы успешно используются в Минске.

В Санкт‑Петербурге планируется организовать парк на 400 электрических пассажирских машин, что открывает Минску еще более масштабные перспективы. Они обсуждались вице‑губернатором Максимом Соколовым и белорусской делегацией. Готов ли МАЗ осуществить крупные поставки? Думается, вполне. Здесь создано сборочное производство электрокаров.

К слову, на автозаводе уже заглянули на несколько лет вперед, приступив к разработке беспилотных автомобилей. Главный конструктор — начальник управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники Андрей Савчиц раскрыл некоторые подробности.

— Предстоит собирать технику из узлов, производящихся в стране. Будут активно использоваться хорошо известные модели автобусов, а первый беспилотный электробус на дорогах Беларуси появится уже в следующем году.

Сначала новая техника «научится» ездить под присмотром оператора. Сейчас решается вопрос о выделении участка дорог, на котором будет эксплуатироваться беспилотный транспорт. Он не только станет перевозить пассажиров в населенных пунктах, но и выполнять междугородние рейсы. И постепенно управление им будет перекладываться на автоматику. Возможно, спустя несколько лет такие футуристические МАЗы появятся на улицах Санкт‑Петербурга и других российских городов.

В ТЕМУ

Условия для совместного развития электротранспорта обсуждались в ходе визита на ПАО «КАМАЗ» представителей Министерства промышленности, научных организаций и промышленных предприятий Беларуси. Достигнута договоренность сформировать перечень узлов и деталей для электротранспорта, возможность производства которых рассмотрят белорусские предприятия.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter