Сколько можно заработать, вложившись в собственный клуб виртуальной реальности?

Полное погружение в матрицу

Современными технологиями все сложнее удивить: слишком быстро они обновляются. Покататься на лыжах, прыгнуть с крыши небоскреба, сразиться с армией зомби, очутиться в мире будущего, управлять гоночной машиной, стоя при этом на одном месте... Доступно все. Чтобы целиком погрузиться в другую реальность, всего-то нужно надеть специальный шлем. Причем довольно увесистый и… недешевый. Предприниматель Денис Диндилевич открыл клуб виртуальной реальности в 2016 году. Начинал с одного игрового места. Но рынок выдвинул свои жесткие требования, и пришлось развиваться.

К 2022 году делают прогноз на высокое развитие виртуальной реальности — до 70 процентов роста.

На  гребне  новой  идеи


Как и большинству предпринимателей, Денису идея открытия собственного дела пришла интуитивно. Вообще, в Беларуси ВР-клубы начали открываться около трех лет назад. Примерно тогда же в продажу начали поступать устройства HTC Vive, имеющие несколько комплектующих — шлем, коммуникационный модуль, контроллеры, множество кабелей, фирменные наушники, блоки питания. Короче говоря, сегодня ВР-шлем может приобрести каждый. Но стоит он 1650 рублей. Когда Денис Диндилевич открывался, в Минске уже была определенная конкуренция: работали пять ВР-клубов. Сегодня их восемь.

Только за прошлый год открылось около 10 клубов, но практически никто из них на плаву не удержался. Причина, по-моему, одна — некачественная работа с клиентами и неспособность вести постоянную работу, основываясь на особенностях сферы таких технологий, — рассуждает предприниматель.

Чтобы открыться, ему понадобилась закупка одной зоны активации — компьютера и игровой системы виртуальной реальности. Как признается Денис, для этого он взял кредит 5 тысяч рублей, который успешно выплатил через полгода. В начале работы достаточно было минимума оборудования. Но спустя примерно год рынок начал стремительно развиваться — играть стало возможным не одному, а вдвоем. Появились командные игры.

Помещение для клуба Денис выбирал изолированное. Обычно подобные игровые зоны располагаются в торговых центрах за стеклянными стенами павильона, а порой и вовсе без них, что дает возможность прохожим наблюдать за тем, как кто-то играет. Дабы клиенты не смущались, пришлось искать место с отдельным входом. «В центре, конечно, всегда есть варианты, но там лучше осесть, если на сто процентов уверен, что сможешь оплачивать аренду, — признается Денис и добавляет: — С трудом, но помещение нашлось. Недалеко от МКАД и в шаговой близости от метро».

В Беларуси ВР-клубы начали открываться около трех лет назад.

Курс  на  взрослых


Как может показаться, аттракцион виртуальной реальности предполагает ориентированность на играющую аудиторию, то есть геймеров. Особенно подростков 12—16 лет. Но на практике все совершенно не так.  Средняя возрастная категория — от 26 до 34 лет. Для них это обычное желание — отвлечься от повседневной рутины.
Если верить статистике компании разработчиков, после первого погружения в виртуальную реальность эффект нравится 99 процентам людей. Не понравиться может, если неправильно была выбрана категория игры, которая должна учитывать интересы человека и если в общем концепция виртуальной реальности преподнесена неверно. По мнению предпринимателя, главное в таком бизнесе — качественное обслуживание. Объяснить правило, помочь во всем разобраться, создать максимально комфортные условия для игры.

Не все до сих пор понимают, что такое виртуальная реальность. Приходится думать не только о коммерции, но и заниматься просвещением. Нередко люди беспокоятся: вдруг я не смогу вернуться из виртуального мира, повлияет ли это на психику, появится ли зависимость? — рассказывает Денис.

Чтобы максимально угодить клиентам, запас игр регулярно обновляется. Всего их в клубе чуть более 200 на различную тематику: традиционные стрелялки, хорроры, квесты, приключения, спортивные, творческие игры и др.

В основном в играх нужно имитировать то, что вы делаете и в реальной жизни. Например, одной рукой с помощью контроллеров в виртуальной реальности вы держите лук, а другой  натягиваете тетиву и стреляете. Виртуальная реальность нацелена на то, чтобы почувствовать физику игры и наловчиться, — объясняет Денис.

В сфере развлечений своеобразная сезонность. Зависит она и от времени года, и суток. Летом приходят чаще днем, а зимой — вечером. Выручка увеличивается в выходные дни. Самый неприбыльный месяц — сентябрь. Несмотря на сезонность, есть определенная стабильность. В будние дни обычно приходят человек восемь, в выходные — до 25.

Чтобы максимально угодить клиентам, запас игр регулярно обновляется.

То  ли  еще  будет


За два года работы у предпринимателя появилось четыре набора HTC Vive, две игровые приставки. В среднем все оборудование обошлось в 35 тысяч рублей. Для игр подходят компьютеры с чуть выше чем минимальными требованиями. По стоимости это примерно 3—3,5 тысячи рублей. Телевизоры Денис закупил в качестве дополнения для случаев, когда играть приходят компании друзей. Пока один или двое играют, остальные могут видеть, что происходит в виртуальной реальности.

Если когда-то в моде были компьютерные клубы, то сегодня набирает поклонников виртуальная реальность, — пропорционально увеличивается и спрос. Нельзя исключить вероятность, что через 10 лет шлем будет стоить в 5 раз дешевле и лежать дома на полке у каждого второго. Не здесь ли опасность для ныне существующих ВР-клубов? Денис об этом задумывался не раз. И с ходу отвечает:

Разработчики уже трудятся, чтобы и шлемы удешевить, и качество повысить. К 2022 году делают прогноз на высокое развитие виртуальной реальности — до 70 процентов роста. Бизнесу нужно будет соответствовать тому уровню, который требуют новые технологии и рынок. Нельзя сказать, что ВР-клубы однозначно исчезнут. Думаю, сфера еще недостаточно популяризирована.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• средняя выручка в месяц 5,5 тысячи рублей;

• стоимость одного часа игры 18 рублей;

• стоимость оборудования 25 тысяч рублей;

• стоимость одного шлема 1650 рублей;

• аренда с коммунальными услугами 2000 рублей
malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter