Полифония

Как–то так получилось, что случайно «попал» на музыкальный канал «Ля минор» в передачах НТВ. И несколько вечеров смотрел то, что авторы называли «русским шансоном»...
Как–то так получилось, что случайно «попал» на музыкальный канал «Ля минор» в передачах НТВ. И несколько вечеров смотрел то, что авторы называли «русским шансоном». Вначале, наверное, как и большинство представителей мужского пола, боролся с желанием тут же «уйти» на кнопку «Евроспорта», а потом затянуло.

Скажем, удивил известный киноактер А.Михайлов, который пел о «Санта Мария маджоре». И иные незнакомые граждане. Были эти граждане разными: и худыми, и полными, и известными, и, что называется, с улицы, пели свое и чужое, одеты были по–разному, но преобладал «прикид» скромный, джинсово–фуфаечный.

Но больше всего поразило то, что пели–то хорошо. Для дилетантов, музыкально воспитанных компанией г–на Крутого и окружением известной дамы, было откровением узнать, что есть, оказывается, очень много иных исполнителей, и исполнителей очень достойных. Поют в соседней России, оказывается, не только Пресняков и Агутин.

Из этого «откровения» тут же последовали иные следствия: а почему, собственно, телезрителю, кстати, порой и нашему, подают только одно, пусть замечательное, но узкоспециализированное блюдо? И рядом иной вопрос: почему же телезритель все это «ест»?

Ответы, впрочем, на поверхности, причем ответы, восходящие к известному понятию «рынок». Дескать, рынок требует, вот спрос и удовлетворяется. А то, что «пипл» требует именно «борщу», не желая, скажем, «осетрины», так ведь это дело вкуса, а потому вопрос задавайте именно «пиплу», а не тому, кто ему готовит.

Здесь, как представляется, сошлось воедино многое, в том числе и правда. Да, действительно, ценности нынче изменились. На многие вещи смотрим иначе. Читаю интервью г–на Пригожина, который рассказывает, как он вместе с певицей Валерией «зайчиком» скачет с концерта на концерт. Конвейер расписал такой, что дедушке Форду и не снилась такая потогонная система. С точки зрения прагматичных и креативных людей, все правильно: надо ковать, пока горячо. Да и мне это кажется справедливым: есть спрос, вот и предложение.

Вспомню еще одного известного деятеля культуры России, г–на Вульфа, того, который ведущий телепередачи «Серебряный шар». Нынче г–н Вульф «борется против пошлости» (его собственные слова) на радиоканале «Культура». Его тоже спросили: так ведь круг ваших слушателей узок? Да, ответствовал мэтр, но он есть и его надо сохранять.

Это к тому, что есть и будет явление, которое традиционно называют массовой культурой. Во всех ее многочисленных ипостасях. Но есть и будут гавани, «куда заходят корабли», будет А.Михайлов, тихо поющий про «утро в соборе», будут многие сотни, тысячи талантливых людей, для которых в слове «культура» есть свое, личное содержание.

И в связи с этим такое важное замечание: культуру не надо сводить к единому масс–явлению. Культуру, по-моему, не надо превращать исключительно в полигон экспериментов, как это делают, скажем, некоторые продвинутые театралы, для которых на сцене разворачивается не действо, а экзистенциальный поиск смыслов. В духе разного рода «деконструкций» и «коннотаций».

Культура — это вовсе не обязательно, чтобы громко, чтобы до упаду. Культура может и должна быть разной — это как минимум. Ее не надо загонять в резервации, указывая строго определенное место. Более того, культура похожа на деликатный садовый цветок — прежде чем им любоваться, надо его вырастить.

В контексте этих мыслей разговор о белорусской культуре можно построить на основе одной фразы: ее, эту культуру, надо создавать и создавать.

Мне могут возразить: о чем ты, оглянись, какие имена! А я спрошу: а какие имена? Вообще говоря, критерии признанности того или иного автора (певца, писателя etc.) достаточно субъективны: тебе нравится г–н N, а мне он не по нутру, ну и что? В ответ можем привести такое соображение: собирает певец залы, востребован — значит, все нормально, человек делает свое дело. Писателя читают, следовательно, он не зря протирает штаны. «Не берут» автора в магазине, будь он, по мнению собственной тещи, трижды Толстой, значит, надо переквалифицироваться в управдомы.

У нас, как представляется, главная проблема не в том, что выбирают «не из тех», а в том, что выбирать порой не из кого. И этим наша ситуация принципиально отличается от ситуации на российском культурном пространстве. Там все же есть из кого выбирать.

Считаю, правильно делают организаторы отечественного культурного процесса, выдвигая на первый план, например, детское «Евровидение»: именно там надо искать тех, кто не допустит оскудения культурной среды. Но это, очевидно, частный пример.

Опять же это не к тому, что надо плакаться. Это к тому, что есть смысл обратить внимание на таких авторов, таких исполнителей, которые могут сказать новое. Лишь бы они были, такие авторы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter