В Новом драматическом театре прошла долгожданная премьера спектакля "Три сестры"

Полеты во сне и наяву

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова очень хочет слетать на Марс. И даже если выяснится, что полет может быть в один конец, ее это не смущает. «Ну и что? А чего возвращаться–то? Какой смысл? Марс — моя любимая планета». Вот это «Какой смысл?» из уст Терешковой очень впечатлило одного «летописца» на днях, который привел ее слова в статье. Многое повидал он на своем веку, но такого не слышал. Слова эти, и меня поразившие в самое сердце, какие–то не из нашего времени, чеховские. Есть в них изящное принятие жребия: выпить бокал шампанского и отправиться к марсианам. Фигурально выражаясь, надеть скафандр и лететь без оглядки. Действительно, зачем возвращаться? «Ведь время относительно, понимаете?!» — вопрошал у простого советского прораба бомжеватого вида инопланетянин в картине «Кин–дза–дза». Наверное, нет ничего странного, что, внимательно перечитав пьесу Чехова «Три сестры», режиссер Андрей Жолдак отправил героев в космос, на одну из планет, в умозрительный 4105 год. Получилась странная космическая одиссея и невиданной красоты спектакль «По ту сторону занавеса» в Александринском театре Санкт–Петербурга. Жюри «Золотой маски» не смогло пройти мимо актерского ансамбля и вручило питерцам специальную премию.

«Три сестры» Нового драматического театра.

Ох, что только с героинями Чехова режиссеры в последнее время не делали. Юрий Бутусов дал в руки оружие, а потом замуровал в кирпиче. Традиционалисты Андрей Кончаловский (театр им. Моссовета) и Сергей Федотов (пермский театр «У Моста») отстояли свой здоровый режиссерский взгляд на предмет, поставив спектакль в костюмах и интерьерах, близких к аутентичному Чехову и его эпохе. Андрей Сергеевич что–то такое нашептал на ухо своим актерам, после чего они поймали чеховский дзен: могут три часа пить чай из самовара, кататься на качелях и никуда не торопиться. Минская премьера «Трех сестер» в Новом драматическом театре ближе к этому традиционалистскому полюсу.

Хотя полное название премьеры главного режиссера театра Сергея Куликовского звучит витиевато: «Три сестры». А.П.Чехов. Фантазия на тему «Зачем мы живем?..», на этом вся сложность заканчивается. Режиссер сосредоточился на частностях, убрал из действия двух второстепенных героев — подпоручиков Федотика и Родэ, вносивших в пьесу почти гусарский бесшабашный дух. У Чехова в отличие от других персонажей эти двое еще очарованы жизнью, полны сил, балагурят, играют на гитаре. Мы тут все небольшие знатоки различных интерпретаций, но если режиссер их убрал, значит, правильно сделал — дабы не отвлекаться от главного повествования.

Приятный сюрприз: некоторые герои пьесы у Куликовского заметно помолодели и посвежели. Нет в них и следа усталости от жизни. Такое прочтение вполне в тренде нашего времени, когда в чести молодость, диеты, ЗОЖ. Тузенбах (Павел Чернов), Соленый (Артем Пинчук), Вершинин (Алексей Верещако) форменные живчики, подпрыгивающие и подскакивающие, готовые на любую рисковую голосовую модуляцию. Трио сестер, дополняющих друг друга, всем трем актрисам легко и привольно в предложенном рисунке. Военный доктор Иван Романович Чебутыкин (Валерий Агаян) выдержан, как коньяк, в необходимом возрастном каноне. Все звездочки на месте. Наташа (Екатерина Королева) — страшна и груба, какой ей и полагается быть. Роль идет по нарастающей. В последних сценах героиня по–хозяйски срывается на такой эффектный крик, который совсем не вяжется с ее легкомысленным внешним видом. Финал, как это часто бывает у Сергея Куликовского, оглушает: это надо видеть. Еще долго стоит перед глазами убийственная сцена, подробности которой раскрывать нельзя, ибо спойлер.

Кончаловский поставил трилогию, Куликовский пока остановился на дилогии по русской классике (первую ее часть составляет «Гроза» А.Н.Островского), но, зная буйный нрав режиссера, можно предположить, что этим он не ограничится. Фантазии будут будоражить труппу и множиться. Видна увлеченность актеров, крепкая спаянность коллектива и незыблемая вера в режиссера. Если он в один прекрасный день предложит всей компании вместо репетиции совершить полет на Марс, есть у меня такое ощущение, что никто не откажется.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Фото предоставлено литчастью Нового драматического театра.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter