«Три сестры» Нового драматического театра.
Ох, что только с героинями Чехова режиссеры в последнее время не делали. Юрий Бутусов дал в руки оружие, а потом замуровал в кирпиче. Традиционалисты Андрей Кончаловский (театр им. Моссовета) и Сергей Федотов (пермский театр «У Моста») отстояли свой здоровый режиссерский взгляд на предмет, поставив спектакль в костюмах и интерьерах, близких к аутентичному Чехову и его эпохе. Андрей Сергеевич что–то такое нашептал на ухо своим актерам, после чего они поймали чеховский дзен: могут три часа пить чай из самовара, кататься на качелях и никуда не торопиться. Минская премьера «Трех сестер» в Новом драматическом театре ближе к этому традиционалистскому полюсу.
Хотя полное название премьеры главного режиссера театра Сергея Куликовского звучит витиевато: «Три сестры». А.П.Чехов. Фантазия на тему «Зачем мы живем?..», на этом вся сложность заканчивается. Режиссер сосредоточился на частностях, убрал из действия двух второстепенных героев — подпоручиков Федотика и Родэ, вносивших в пьесу почти гусарский бесшабашный дух. У Чехова в отличие от других персонажей эти двое еще очарованы жизнью, полны сил, балагурят, играют на гитаре. Мы тут все небольшие знатоки различных интерпретаций, но если режиссер их убрал, значит, правильно сделал — дабы не отвлекаться от главного повествования.
Приятный сюрприз: некоторые герои пьесы у Куликовского заметно помолодели и посвежели. Нет в них и следа усталости от жизни. Такое прочтение вполне в тренде нашего времени, когда в чести молодость, диеты, ЗОЖ. Тузенбах (Павел Чернов), Соленый (Артем Пинчук), Вершинин (Алексей Верещако) форменные живчики, подпрыгивающие и подскакивающие, готовые на любую рисковую голосовую модуляцию. Трио сестер, дополняющих друг друга, всем трем актрисам легко и привольно в предложенном рисунке. Военный доктор Иван Романович Чебутыкин (Валерий Агаян) выдержан, как коньяк, в необходимом возрастном каноне. Все звездочки на месте. Наташа (Екатерина Королева) — страшна и груба, какой ей и полагается быть. Роль идет по нарастающей. В последних сценах героиня по–хозяйски срывается на такой эффектный крик, который совсем не вяжется с ее легкомысленным внешним видом. Финал, как это часто бывает у Сергея Куликовского, оглушает: это надо видеть. Еще долго стоит перед глазами убийственная сцена, подробности которой раскрывать нельзя, ибо спойлер.
Кончаловский поставил трилогию, Куликовский пока остановился на дилогии по русской классике (первую ее часть составляет «Гроза» А.Н.Островского), но, зная буйный нрав режиссера, можно предположить, что этим он не ограничится. Фантазии будут будоражить труппу и множиться. Видна увлеченность актеров, крепкая спаянность коллектива и незыблемая вера в режиссера. Если он в один прекрасный день предложит всей компании вместо репетиции совершить полет на Марс, есть у меня такое ощущение, что никто не откажется.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Фото предоставлено литчастью Нового драматического театра.