«Полешуки воды не боятся!»

ПИНСКИЙ район разрезают сразу несколько крупных рек: Припять, Ясельда, Пина, Стырь. У каждой свой нрав. А общее у них одно — резкий подъем воды в начале весны, когда тает снег. С паводком здесь научились бороться. Причем, как считают местные власти, лучше заранее просчитать все возможные чрезвычайные ситуации и способы их преодоления, чем героически с ними сражаться. Простые полешуки тоже не лыком шиты, они из поколения в поколение передают, как противостоять половодью. В этом наглядно убедился корреспондент «БН».

На Пинщине районный штаб прагматично готовится к паводку, а местные жители применяют народные методы борьбы с ним и позволяют даже шутки в адрес половодья

ПИНСКИЙ район разрезают сразу несколько крупных рек: Припять, Ясельда, Пина, Стырь. У каждой свой нрав. А общее у них одно — резкий подъем воды в начале весны, когда тает снег. С паводком здесь научились бороться. Причем, как считают местные власти, лучше заранее просчитать все возможные чрезвычайные ситуации и способы их преодоления, чем героически с ними сражаться. Простые полешуки тоже не лыком шиты, они из поколения в поколение передают, как противостоять половодью. В этом наглядно убедился корреспондент «БН».

Мост на «большую землю»

Деревня Паре расположилась на южной окраине не только Пинского района, но и Беларуси. До границы с Украиной рукой подать. Говорят, в советские времена парни с нашей деревни брали замуж украинских девчат, а чубатые хлопцы с той стороны — белорусских полешучек. Даже диалект у жителей Паре больше напоминает говор соседей.

С украинской стороны течет и река Простырь. Но, едва перебежав нынешнюю границу, она делится на два рукава. А между ними, на острове, стоят полтора десятка хат жителей Паре. Много десятилетий они добирались работать на «материк» в сельхозпредприятие лодками. А лет 12 назад рукав реки соединили с островом деревянным низководным мостом.

— После этого для нас настала не жизнь, а настоящая малина, — и в шутку и всерьез говорит островитянин Виталий Гордейчук. — Ведь до того у каждого члена семьи была своя лодка, о ней надо было заботиться, ремонтировать. А на больших челнах переправляли не только коров, но даже тракторы.

Виталий Николаевич большую часть жизни проработал механизатором в СПК «Ласицк». А когда вышел на пенсию и появился мост, стал его смотрителем. Каждое утро начальнику переправы, как уважительно зовут Гордейчука местные жители, звонят из ДРСУ-104, на балансе которого находится мост, и горрайотдела по ЧС. Интересуются не только уровнем воды, но и тем, затоплены ли какие-то строения на острове. А вода здесь уже зашла в некоторые хлева. Виталий Николаевич признается, что добралась она и до его сарая, где стоит корова. Но на этот случай у него припасена полешуцкая хитрость.

— Я специально не убирал навоз, — усмехается Гордейчук, —  и поэтому корова находится на возвышении, вода до нее не достает.

А затем добавляет:

— Вообще-то полешуки воды не боятся, а с нынешней властью, которая нам мост построила, — вдвойне! Был у нас дед, так он говорил: «Если вода в хату — я на лавку, она туда — я на печку. А выше вода никогда не поднимется».

Мост для людей — вещь удобная. А для льда дополнительная преграда. С началом весны он начинает скапливаться у моста, поднимая в этом месте уровень воды. Для того чтобы его уменьшить, ежегодно проводятся взрывные работы по освобождению ото льда. В этом году 17 марта специалисты Пинского центра Республиканского отряда специального назначения МЧС сделали там первые взрывы. Не исключено, что их придется повторить.

Между тем если вода поднимется слишком высоко, понадобится эвакуация местных жителей. Ласицкий сельисполком заранее позаботился об этом. Его председатель Елена Синютич рассказала, что на этот случай в здании правления СПК «Ласицк» есть свободная комната, там стоят кровати, где вынужденные переселенцы смогут переночевать. Основной же, неостровной, части деревни Паре паводок не угрожает: она защищена дамбой.

Деревню эвакуируют за два часа

Мост в деревне Паре возводил, ремонтировал, а теперь бережет ото льда и паводка  Пинский центр Республиканского отряда специального назначения МЧС. Он был организован на базе 36-й дорожно-комендантской бригады Вооруженных Сил. В ней в свое время служил и нынешний начальник центра подполковник Андрей Козлов. Бригада создавалась в 1968 году в здешних местах не случайно. Именно по течению Припяти и ряда других полесских рек с таянием снега постоянно создается угроза подтопления населенных пунктов. А кому как не людям в погонах, имеющим мощную технику, помогать в таких случаях деревням, их жителям и различным инженерным сооружениям.

Сейчас в состав центра входят такие основные службы, как понтонно-мостовая, взрывотехническая, водолазно-спасательная. Центр хорошо зарекомендовал себя на строительстве мостов в различных регионах страны. Скажем, только в Гродненской области на реке Неман их возведено пять. Эта сфера деятельности наиболее близка начальнику центра подполковнику Андрею Козлову. Он выпускник Московского высшего командного училища дорожных инженерных войск, по специальности инженер-мостовик. Этот военный вуз окончили еще несколько офицеров центра.

Отдел понтонно-мостовой службы центра единственное такое подразделение в МЧС Беларуси. На его вооружении состоят плавающие бронетранспортеры, с помощью которых можно за считаные часы навести 100-метровый понтонный мост. Если интенсивность движения невысока или нужно провести разовый пропуск техники, создается паромная переправа.

Деревянные мосты специалисты отряда также возводят быстро. В 2004 году жители деревни Смоловка Октябрьского района жаловались на проблему с переправой через реку. Центру поступило указание срочно решить вопрос. Его специалисты за 11 дней построили 45-метровый деревянный мост.

Некоторые скептики говорят, мол, зачем в наше время деревянные мосты. Но если посчитать, сколько в стране капитальных железобетонных и небольших деревянных мостов, то итог будет в пользу последних. Ими пользуются, как правило, жители небольших отдаленных деревень, а также сельхозпредприятия для перевозки различных грузов, в том числе урожая.

— Подобные мосты рассчитаны на короткий период эксплуатации и не предназначены для пропуска ледохода, — говорит подполковник Козлов. — Но современные подходы к их сбережению позволяют сохранять такие сооружения 10—20 лет. Большое значение имеют установленные перед мостом ледорезы, как и на реке Простырь возле деревни Паре, которые ломают льдины и пропускают их между опорами моста. Кроме того, своевременному пропуску воды и льда способствуют взрывные работы, которые проводят наши специалисты в начале паводка.

Если во время половодья понадобится спасать людей и имущество, в центре есть для этого специальные плавающие транспортеры, они могут перевозить до 5 тонн грузов по воде. В случае необходимости можно воспользоваться и десантной лодкой, перевозящей до 3 тонн. Это 25 человек с сумками. Есть также небольшие скоростные лодки и судно на воздушной подушке. Это довольно мощная сила, которая позволяет за пару часов эвакуировать большую деревню с населением в тысячу человек.

Тяжело в учении — легко в бою!

По словам начальника Пинского райсельхозпрода Иосифа Полховского, за последние годы в районе много сделано по защите населенных пунктов от подтопления. Общая протяженность ограждающих дамб составляет 660 километров. Проведена очистка мелиоративной сети. Она способствует быстрейшему уходу воды в каналы. Это привело к тому, что серьезной опасности затопления населенных пунктов сейчас нет.

— Важна работа на упреждение, — считает Иосиф Иванович. — Сегодня не нужен героический выход из создавшихся ситуаций. Лучше действовать по их недопущению.

Например, в районе есть большой агрогородок Плещицы. Еще лет десять назад существовала угроза его подтопления, но сейчас благодаря возведенным дамбам он надежно защищен от паводка.

И все же вероятность подтопления населенных пунктов при значительном подъеме воды в реках существует. Если это случится, то и представители власти, и МЧС, и население знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Для борьбы с паводком в районе создан специальный штаб, который возглавляет заместитель председателя райисполкома по строительству и ЖКХ, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Сергей Куницкий. Для противостояния большой воде привлекаются не только подразделения МЧС, но и специалисты, транспорт различных районных предприятий и организаций.

— Как когда-то говорил русский полководец Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою!» Этот принцип решили взять на вооружение и мы, — сообщил заместитель начальника Пинского ГРОЧС Владимир Рябых. — Недавно в деревне Стытычево провели комплексную тренировку сил, задействованных при ликвидации возможных последствий паводка.

В ней участвовали сотрудники и автомобили подразделений МЧС, находящихся на территории района, а также здравоохранения и милиции. Весь транспорт оборудован громкоговорящей связью. Он двигался по деревне и предупреждал жителей о надвигающемся подтоплении. Естественно, учебном. Кроме того, люди об этом были информированы заранее через проводное радио. Тренировка показала высокий уровень готовности к возможному паводку как специальных служб, так и сельчан.

— Если подобное случится в других населенных пунктах района, — говорит заместитель председателя Пинского райисполкома Сергей Куницкий, — то противопаводковым планом предусмотрены эвакуация местных жителей и их размещение в надежных строениях. Люди знают, как им действовать, если произойдет чрезвычайная ситуация, и что брать с собой. В нужное время подойдут автобусы и довезут людей в заранее определенные места. В этом вопросе наши глаза и уши — это председатели сельисполкомов, которые постоянно контролируют ситуацию в паводкоопасный период.

В районе готовы и к тому, что паводок может вывести из строя систему электроснабжения отдельных населенных пунктов. На этот случай на предприятиях и в организациях есть передвижные дизель-генераторы. Они по необходимости выедут в обесточенную деревню. Позаботились здесь и об обеспечении населения потенциально подтапливаемых деревень товарами первой необходимости. В местном райпо создан неснижаемый запас продовольствия в количестве более 14 тонн. Его, по подсчетам специалистов, хватит на 15 дней.

Задание на завтра

Большое количество дамб в районе требует постоянного обследования и ухода. И здесь большим недругом людей стал бобер. Этот миловидный зверек, как известно, активный строитель. Причем то, что он возводит, часто во вред человеку. Скажем, люди делали дамбы для защиты от паводка, а бобры прорывают в них ходы, через которые сначала проникает вода, а затем защитное сооружение и вовсе начинает разрушаться. Единственным выходом из ситуации представляется более интенсивное изъятие бобров, что и было сделано на Пинщине. В результате в местах, где находятся дамбы, их в этом году стало примерно на 100 особей меньше, но, по мнению специалистов, такое сокращение численности является недостаточным. Работу в этом направлении надо активизировать. Другое дело, что сейчас зверек не пользуется спросом на белорусском рынке. Бобровые шапки уже давно вышли из моды. Возможно, надо рассмотреть вопрос о поставках меха в северные регионы России. Там значительно холоднее, чем у нас, и население по-прежнему отдает предпочтение натуральным головным уборам.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора и из архива Пинского центра РОСН МЧС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter