Полешук Полешук

Род знаменитого писателя связал воедино три народа: вышел он из Беларуси, прямые потомки расселились по Украине, а сам Федор Достоевский провел всю жизнь в России

Достоевский был похож на белорусского крестьянина
Несмотря на то что Федору Михайловичу Достоевскому так и не удалось посетить белорусскую прародину в селе Достоево, генетическая память сделала его похожим на полешука. Сохранились воспоминания его современника, в которых следующим образом описывается первое впечатление от знакомства с известным уже писателем: неказистый мужичок из забитой белорусской деревни. Но, когда он начинал говорить, впечатление кардинально менялось: сразу становилось видно, что это неординарный человек.
Мало кто об этом знает, но род Достоевских пошел из белорусского Полесья. 6 октября 1506 года боярину Даниилу Ртищеву была пожалована грамота от пинского князя на владение несколькими деревнями (территория современного Ивановского района Брестской области). Для строительства поместья он выбрал село Достоево — край дремучих пущ, непуганых зверей и рыбного промысла между реками Пиной и Ясельдой. Это село стоит в 12 километрах от города Иваново и в 140 километрах от Бреста. У родоначальника родились двое сыновей, и первенцу Ивану дали двойную фамилию Ртищев-Достоевский, а последующие поколения уже стали Достоевскими. Потом, при составлении генеалогического древа этого рода были найдены 370 его представителей, и одна из ветвей ведет к Федору Достоевскому. Представители рода Достоевских жили на белорусской земле около 200 лет, после чего переселились на Украину.
Таким образом, Достоевский обязан Достоево своей фамилией, а Достоево обязано ему славой. В эти дни мы отмечаем 500-летие рода Достоевских, а 11 ноября — 185 лет со дня рождения классика русской и мировой литературы. На прошлой неделе в Ивановском районе прошла международная научная конференция “Ф.М.Достоевский и мировой литературный процесс”, на которую съехались более 50 ученых-литературоведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Магадана, Украины, Литвы, Брестского госуниверситета имени А.С.Пушкина, других научных учреждений Беларуси, а также журналисты.
“Достоевский — наша самая большая гордость”, — сказал на открытии форума председатель Ивановского райисполкома Николай Лукьянчук. Но что нам с этой гордостью делать? — давно уже витает в воздухе вопрос. На фоне все возрастающей мировой популярности литературного гения начинает уже смущать не только факт, что за рубежом его произведения издаются гораздо большими тиражами, чем в русскоязычных странах, но и то, что в годы хаоса на нашей земле в Беларуси было разрушено родовое поместье Достоевских... На этом месте сейчас один лишь бугорок среди поля — остаток погреба, с которым не справился бульдозер.
Евангелие как судьба
Конечно, ученые, собравшиеся в Доме культуры города Иваново, говорили лишь о литературном и духовном наследии Достоевского, раскрывая глубину его личности. При советской власти Достоевский не относился к числу самых популярных писателей из-за его богоискательства. Именно в этот период из одного российского музея исчезла бесценная реликвия — 33 письма Федора Михайловича на религиозные темы... После сообщения об этом в зале установилась немая тишина, и доклад профессора, вице-президента Международного общества Достоевского Владимира Захарова все слушали, затаив дыхание. “Главное, что было сделано в осмыслении наследия Достоевского за последние 40 лет, — то, что он сейчас осознается как христианский писатель”, — высказал московский гость важнейшую мысль. Оказывается, любимой книгой Достоевского было Евангелие, подаренное ему женами декабристов в городе Тобольске, когда его вели на каторгу. С тех пор он никогда не расставался со своим Евангелием. Он брал его в дорогу, оно всегда лежало в доме Достоевских на виду, под рукой, на письменном столе. “В мировой литературе немало писателей, которые хорошо знали Священное Писание, но вряд ли был другой писатель, который четыре года читал только его и переживал его как свою судьбу, — подчеркнул профессор, имея в виду период каторги Федора Михайловича, на которой арестантам не дозволялось читать другие книги, кроме Библии. — Не случайно Достоевский сказал о себе, что Христос сделал для него больше, чем его родители”. Это время, видимо, и определило то обстоятельство, что у Достоевского сформировалась “почти религиозная концепция творчества”, при которой стали “принципиально невозможны дураки. У него нет маленьких людей. Человек у Достоевского сложен и глубок. В его душе живут все противоречия вместе”.
Жили вместе все противоречия и в душе самого писателя. Так, он гадал по Евангелии, как было принято среди интеллигенции того времени, хотя на это существует запрет церкви: открывая его наугад, придавал особое значение тому месту, которое открывалось. Имел, как известно, слабость к азартным играм. Зная евангельскую фразу, что в мире все по воле Бога и без Его воли даже волос не упадет с головы человека, отказывался принимать такой миропорядок, при котором страдают невинные существа... Отсюда знаменитое место в романе “Братья Карамазовы” о слезе ребенка.

В Достоево Достоевского читают
А какие идеи Достоевского знают наши современники, хотя бы жители Ивановского района, какие его книги они читали? Председатель райисполкома Николай Лукьянчук, который не только внимательно слушал все выступления на конференции, но и делал пометки в блокноте, сказал: “Мне прежде всего приходит на ум высказывание Достоевского о том, что мир спасет красота. Я его воспринимаю в широком смысле слова. Это и красота духовная, к которой мы стремимся, и красота вокруг, для поддержания которой принята программа благоустройства нашего района и строительства агрогородков, в том числе агрогородка на родине писателя в селе Достоево. Выполняя социальные стандарты, мы повышаем культурный уровень людей”.
Жительница Достоево пенсионерка Вера Кухарчук: “Когда заговорили о юбилеях Достоевского, я поняла: мне надо его перечитать. И главное мое впечатление — он призывает к духовности. А в Достоево в годы гонений на религию разрушили деревянную церковь — памятник архитектуры ХVIII века. Мне очень бы хотелось, чтобы и Достоевский, и другие великие люди помогли нам больше не опускаться до такого варварства, когда мы разрушаем свои святыни... В Беларуси снова строят храмы, построили всем миром церковь и в Достоево, и это очень обнадеживает”. Мужчина средних лет, попросивший его не называть, признался: “Честно говоря, я читал только те произведения Достоевского, которые проходят в школе. Никаких особых его идей я не запомнил, но достаточно одного романа “Преступление и наказание”, чтобы задуматься: имеет ли право человек посягнуть на жизнь другого человека, существуют ли для этого оправдания? Особенно в наше время, когда некоторые обвязывают себя взрывчаткой и, убивая других людей, считают это хорошим делом... Достоевский все более актуален”.
Из желудя вырастет дуб
Главной мечтой многих гостей было побывать в Достоево. И вот мечта осуществилась. Очень трогательно рассказывал об этом член Международного общества Достоевского и Российского союза писателей академик Академии гуманитарных наук Сергей Белов. Внук Достоевского Андрей Федорович Достоевский (умер в 1968 году) попросил его о двух вещах: написать книгу о его бабке Анне Григорьевне, что уже сделано, и съездить в Достоево. Как-то так получилось, что никто из наследников писателя не побывал на их исторической родине, и правнук Дмитрий Достоевский, который сейчас живет в Санкт-Петербурге, тоже не приехал на конференцию — правда, собирается приехать будущей весной. “Я привез с собой желуди с того самого дуба в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, который растет над могилой Достоевского... — увлажнились глаза у Сергея Владимировича. — Жена Федора Михайловича Анна Григорьевна просила их рассеять на родине предков мужа...”
Желуди не просто рассеяли. Один желудь Сергей Белов собственноручно посадил возле памятника Достоевскому в Достоево (говорят, этот памятник — один из самых удачных) в торжественной обстановке. Еще один желудь участники конференции увезли в Пинск, куда переехали потом из Достоево некоторые из потомков рода. Там его тоже посадят в памятном месте. Ну а еще несколько сейчас проращивают, чтобы частичка души Федора Михайловича Достоевского жила и в имении его прародителей. Ведь там росли 500-летние дубы.
Директор историко-краеведческого музея в Достоевской средней школе учитель Анатолий Бурак вместе с другими энтузиастами, прежде всего с бывшим директором школы Николаем Романовым, с 1982 года собирает экспозицию “Достоевский и Достоево”, в которой сегодня уже сотни экспонатов.
Автор спросила у Анатолия
Иосифовича, нужно ли восстанавливать имение Достоевских.
— Обязательно нужно, — оказалось, давно вынашивает он эту мысль. — Достоевский — это и наше духовное наследие, наша национальная гордость. Поскольку его предки были с Полесья, то мы можем считать, что он тоже родом с белорусского Полесья. Сегодня нужно воспитывать детей на идеях человеколюбия, а у Достоевского — огромное уважение к человеку. К тому же родовое гнездо Достоевских — типичное имение среднего помещика ХVI века, восстановив которое можно было бы сделать крупнейший туристический центр. Это вполне реально, поскольку сохранились карта бывшего имения и книга с описанием обстановки в комнатах. Не так уже и много в Беларуси мест, связанных со столь знаменитыми людьми. Залесье Огиньских, Заосье и Воронча Адама Мицкевича, Здравнево Ильи Репина, Акинчицы Якуба Коласа, Вязынка Янки Купалы — и все, пожалуй... Уже сегодня в скромный музей Достоевского в обычной школе приезжают около 3 тысяч человек в год, а что было бы тогда? Уверен: нескончаемый поток посетителей, слава белорусскому Полесью и доход бюджету. Тем более что поместье Достоевских было небольшое. В центре его стоял дом, в котором жили хозяева, площадью около 150 квадратных метров, вокруг — домики поменьше для прислуги, были также деревянная церквушка, высокий по тем временам забор, дубовые аллеи и небольшой бор. Можно было бы добавить современную гостиницу, кафе с блюдами белорусской кухни, предоставить туристам возможность сбора ягод и грибов, катание на лошадях, еще что-то интересное.
Может, на такой проект нашлись бы деньги в бюджете Союзного государства?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter