Поле пахаря боится

Об агросекторе

(Продолжение. Начало в № 33.)


В предыдущем номере говорилось, что традиционная вспашка наносит земле большой вред. Почву достаточно рыхлить, а лучше и вовсе не тревожить перед посевом. Огромная экономия выйдет уже на топливе. Переворачивая пласт, крестьянин ничуть не мешает сорнякам, зато истощает почву и снижает ее плодородие. Это утверждают, вопреки устоявшемуся за века мнению, некоторые ученые и практики. Дискуссия на эту тему случилась и в Логойском райисполкоме, где руководители и главные специалисты хозяйств проходили плановую учебу. К единому мнению не пришли. Рассудить может только земля. А в Логойском районе сравнить не с чем: здесь возделывают поля по старинке. Автору было предложено посетить хозяйства, где уже обходятся без плуга...


2. Восход "Зари"


Можно сказать, что в агрокомбинате "Заря" Мозырского района воплотилась мечта Никиты Хрущева. Вспомним наконец этого советского руководителя добрым словом. Он хотел производить много молока и мяса, которых в стране никогда не было в достатке. Как и зерна. Потрясенный американской кукурузой, он взялся насаждать "королеву полей" в СССР. Это и теперь бросают ему в упрек. Кампания провалилась.


А в "Заре" удалась! Но только сейчас. И лишь потому, что под кукурузу здесь перестали распахивать поля. Впрочем, несколько лет уже вообще не пашут, под любые культуры. А кукуруза - густые заросли мощных 3-метровых стеблей с тяжелыми початками - поразила бы Хрущева не меньше американской.


Сейчас поля под снегом: иллюстрации я вижу в зале заседаний агрокомбината. Зал, как и все здание администрации, похож на офис процветающей компании. Таковой "Заря" и является. За прошлый год комбинат заработал 17 (семнадцать!) миллиардов чистой прибыли. Чем вдвое превзошел, например, ОАО "Мозырьсоль" и занял второе место после нефтеперерабатывающего завода. Но НПЗ знает пол-Европы, а про "Зарю", уверен, большинство читателей и не слыхали. Кроме мозырян, конечно.


В хозяйстве работает более тысячи человек, главным образом горожан. Автобусы привозят их ранним утром, обратные рейсы - в 17.30. На рабочем месте каждый проведет 8 часов, ни минутой меньше. Формально здесь "совхоз", фактически - современное производство, доходный и вполне респектабельный бизнес.


Средний заработок - один миллион двести тысяч рублей. Плюс к нему каждый работник ежедневно и бесплатно получает полкилограмма свинины и 250 граммов курятины собственного производства, литр молока или кефира, в конце месяца - четыре поддона яиц. В сезон к тому же - по 20 кг живой рыбы из своего пруда и свой же мед... Все это легко перевести в денежный эквивалент. Фактически здесь уже давно вышли на средний уровень заработка 500 у.е., которого предписано достичь к концу года и который многим кажется недостижимым.


Кто-нибудь завидует? Еще несколько лет назад "Заря" была нищей. Я умышленно начал с "житейских" показателей. Поскольку главной и единственной задачей любых агро-, нано-, IT- и прочих технологий является повышение качества жизни.


В конце 90-х "Заря" представляла собой лишь свинокомплекс и, как выразился заместитель директора Михаил Слинько, "лежала на лопатках". Руководить хозяйством взялся Владимир Дворник. Он быстро поставил его на ноги и поэтому к нему стали присоединять отстающих соседей: колхоз "Серп и молот", птицефабрику... Вскоре "Заря", имевшая лишь 400 га сельхозугодий, получила 6 тысяч. Сколь разнообразны здесь ландшафты (холмы, болотистые низменности...), столь и земли: торфяники, суглинок, супесь и песок. Как в Логойском районе, кстати. Чем их обрабатывать и как на этом сэкономить? Это была главная проблема для директора и главного агронома Андрея Турука.


Изучали, выбирали. И тут - случайно, но очень своевременно - в советчиках оказался... наш знакомый Святослав Пищик. Тогда, лет 6 назад, он занимался тем же, чем и сейчас. Ездил по стране и доказывал, что перепахивать землю не нужно.


После плуга нужно заделать борозды, один-два раза прокультивировать землю, потом прикатать... Операции будут лишними: сэкономится много топлива. Сорняки посевы не забьют. Содержание гумуса в почве возрастет и урожай увеличится...


Тонкости освоения технологии и психологическую ломку опускаю. Все далось непросто. Лишь в последние два года здесь все поняли окончательно: плуг - атавизм. Под кукурузу перестали пахать в 2008-м - и сразу получили рекордную урожайность: 63 ц/га. В 2009-м - 64. Прежде больше 40 не собирали. Валовой сбор зерна вырос многократно: 2000 год - 2,97 тысячи тонн, 2008-й - 8,96, 2009-й - 24 тысячи тонн! Плодородие почвы, то есть содержание в ней гумуса, тоже растет.


Вот сравнения по топливу и трудозатратам. Традиционная вспашка требует 11,7 кг горючего на гектар, а "чизельная", бесплужная - 7,2. Почти вдвое меньше. Трудозатраты - более чем вдвое: 0,59 человеко-часов на гектар и 0,27. Один гигантский агрегат всего за один проход выполняет три операции: лущит стерню, рыхлит землю и тут же засевает. Больше на поле делать нечего - до уборки. Агрегат, заметим, иностранный, как и тянущий его трактор.


Вспомним гипотетическую картину, нарисованную вначале: страна затратила на посевную вдвое меньше топлива, но собрала вдвое больше зерна. И получила конкурентную на мировом рынке себестоимость мяса и молока. Разве "Заря" не доказывает, что это реально?


Пока, правда, она отстает от показателей украинской корпорации "Агро-Союз". Там, напомню, расход ГСМ уменьшился на 70 процентов, парк сельхозтехники - на 90, а трудозатраты - впятеро! Но там от "щадящей" обработки почвы перешли и вовсе к "нулевой". И начали гораздо раньше - в 1998 году. "Заре" есть что совершенствовать и куда расти.


Заместитель директора по растениеводству Михаил Слинько, когда-то скептически воспринимавший бесплужную вспашку, объясняет взлет хозяйства исключительно ею. И, конечно, настойчивостью тогдашнего директора Владимира Дворника.


6,3 тысячи га сельхозугодий - немного даже по белорусским меркам. Но хватает, чтобы выращенным зерном и силосом кормить 38 тысяч свиней (более 90 процентов районного поголовья), 8 тысяч коров и бычков, 200 тысяч птиц. Зерно еще и остается! Хранится в мощном немецком зернокомплексе, который хозяйство купило на свои средства. По важнейшему - "выход кормовых единиц на балло-гектар" - "Заря" делит в стране первое-второе места. С ней попеременно соперничают агрокомбинат "Дзержинский" или "Снов". Где, кстати, тоже обходятся без плуга. Хотя и неповсеместно.


Что еще Михаил Слинько может сказать про бесплужную обработку? Что доказано в "Заре"? Весной почва созревает быстрее. С посевной справляются, легко укладываясь в сроки, всего шесть механизаторов! Эрозия перестала быть проблемой. "Подплужная подошва" никак не проявилась: наоборот. Где низменное поле под кукурузу вспахивали, там комбайны, бывало, вязли: убирать приходилось и вручную. Где засевали без плуга - там и комбайн проходил легко.


Около 400 работников из тысячного персонала хозяйства работают... в торговле или обслуживают ее инфраструктуру. Произведенное мясо "Заря" сама же перерабатывает и продает, имея два десятка магазинов. Только в Мозыре мне попались на глаза пять: "Дары "Зари" - 1, 2, 3... и так далее.


Убедительно? Комбинат набрал такую мощь, что его экономика даже "не заметила" очередного убыточного довеска. Отстающий "Луч Октября" присоединили в 2008-м. В 2009-м "Заря" получила рекордный урожай зерна, составивший 45 процентов районного, и те самые 17 миллиардов чистой прибыли.


Но вот что впечатляет не меньше. С "Зарей" граничит хозяйство "Крыничное". Специализируется на семенной кукурузе, имеет калибровочный завод. Те же условия, такие же работники, одинаковые земли. Но здесь "королева" дает вдвое меньший урожай! И безотвальную вспашку здесь не применяют. Почему?


Косвенный ответ мне дал председатель Мозырского райисполкома, которым уже три месяца является... бывший директор "Зари" Владимир Дворник. Всего три месяца. Прежде ему было не с руки агитировать соседей-руководителей. В агробизнесе, как в любом другом деле, имеет место и конкуренция, и ревность.


Но теперь Дворник отвечает за район. И уже организовал семинар для главных специалистов всех агропредприятий района: целую неделю они жили в "Заре". Теперь учатся руководители. "Сделаю все, чтобы наши технологии по району распространились. Если кто-то сработает лучше, сам готов учиться".


Дворник никого ни к чему не принуждал - такая о нем молва. Убеждал! Очевидно, сумеет убедить и сейчас. Но напоследок заметил, что "не готов рекомендовать бесплужную обработку по всей стране". Дескать, кое-где есть почвы более тяжелые, чем на Полесье.


...Минская область, Копыльский район, ОАО "Старица-Агро". О нем скажу кратко - со слов заместителя директора по растениеводству Андрея Ашевского.


Свиней не держат: специализируются на говядине и молоке. Растениеводство (пшеница, кукуруза, свекла, рапс...) обеспечивает фермы кормами. Земли здесь бедные: сложно вырастить любую культуру. Примерно половина из них в течение 4 лет обрабатывается без плуга.


Прежде больше 50 центнеров с гектара не получали. Лишь только перешли на безотвальную обработку, собрали 60, 70, 93 центнера. 2009-й был рекордным: 127! На той же земле и тех же площадях, с теми же сортами и гибридами. Зато расход топлива и трудозатраты упали почти вдвое!


Другая область, другие земли - и такой же результат! Хотя заработки в "Старице" и поменьше, но все же самые большие среди хозяйств района.


А почему бы не привести - для большей убедительности - другие примеры? Других, столь же масштабных, нет. По крайней мере в Минской области. Фрагментарные есть - как в ЗАО "Рапс" Минского района и некоторых других. В Копыльском районе рискнула только "Старица". По дороге я заехал в Слуцк.


У коллег - журналистов из местной газеты спросил: кто в районе обходится без плуга? Нет таких. Все пашут. Местное начальство я решил вопросами не донимать.


97,3 процента всех сельхозугодий Минской области традиционно перепахиваются оборотными плугами. Лишь оставшиеся крохи приходятся на "минимальную" и "нулевую" технологию. Есть ли тут прямая связь, не мне решать. Но Институт почвоведения и агрохимии НАН констатирует почти повсеместную "деградацию" почв в области. В 14 районах уменьшается содержание гумуса и снижается плодородие, в некоторых почвы подвержены ветровой эрозии.


"Зарю" и "Старицу" сближают, помимо успехов, еще два обстоятельства. Там и там используют иностранные агрегаты: немецкие или французские. Есть украинские и российские, итальянские и польские. Белорусских, близких по качеству и надежности, не нашлось. Между тем упомянутая статья "Землю надо жалеть" заканчивалась словами: "...Принято решение создать межведомственный совет по развитию сельхозмашиностроения. Нам нужна не просто техника... нужна система новых машин, на уровне западных аналогов". Минуло шесть лет. Машин серийного производства нет, только единичные образцы, попытки.


И второе. Якобы новые, а фактически давно известные технологии оба хозяйства "открыли" сами. Отчасти это было делом случая. Замдиректора "Старицы" Андрей Ашевский, например, однажды встретился в командировке с главным агрономом "Зари" Андреем Туруком... Там и там в нужное время оказался "неофициальный" (и потому не самый авторитетный) консультант Святослав Пищик.


Легко представить карьерную судьбу, скажем, директора "Зари" Владимира Дворника, если бы урожайность, сборы и плодородие упали. Люди, скажем прямо, сильно рисковали. И остались с этим риском один на один.


Почему о бесплужной обработке, если она столь эффективна и полезна стране, не трубят на каждом шагу? Настойчиво и даже настырно, как о порошках: "Вы еще пашете? Тогда мы идем к вам!" Никто не идет. Вот что самое странное.


В "Зарю" и "Старицу" никто из авторитетных фигур научного мира не приезжал. Не поддержал, не ободрил, не научил. Никто из агроинстанций не приехал с методиками: товарищи, в мире так уже не работают. Надо сделать это и то, причем срочно!


Крестьянский труд по определению консервативен. Крестьянин хранит традиции и дорожит ими. Но бывает, что его психологию приходится менять насильно, через "не хочу". Бульба, ныне фирменная белорусская культура, когда-то насаждалась именно так. Не требует ли властных усилий и бесплужная обработка?


Не может столь важное дело лежать на плечах одного энтузиаста- общественника. Должна быть выстроена система, как в соседних государствах и дальнем зарубежье. Почему ее нет? Председатель райисполкома в Брестской области недавно сказал мне, что лишь процентов 10 хозяйств готовы использовать бесплужную технологию. А если ошибается и готовы все 30?


Пусть и 10! Если готовы, то почему не используют хотя бы "точечно"? Надо же испытывать, мониторить, системно распространять. Ничего этого пока нет. Успешные примеры, как и несколько лет назад, остаются единичными. Это при том внимании, которое у нас уделяется сельскому хозяйству! При тех финансах, которые оно ежегодно поглощает, не всегда давая отдачу. Боремся за доли процента и граммы: урожайности и всхожести, привесов и надоев... Но игнорируем лежащие на поверхности миллиарды. Буквально на поверхности: копать не надо!


(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter