Поле накормит, машину заправит. Ферма согреет студеной зимой...

У Беларуси неплохие перспективы производства четырех основных видов биотоплива — топлива для дизельных и бензиновых двигателей, различных видов топлива из растительной биомассы и биогаза, считает директор НИИ физико-химических проблем БГУ Олег ИВАШКЕВИЧ.
На дизтопливе прошлого далеко не уедешь...

К 2010 году биотопливо составит примерно 5 процентов от общего объема потребляемого в Беларуси дизельного топлива.

— В декабре прошлого года была принята государственная программа по обеспечению производства смесевых дизельных топлив, осенью прошлого года введена в строй первая промышленная установка по производству биотоплива из масла семян рапса на ОАО “Гродно Азот”, — говорит об этапах пройденного пути Олег Ивашкевич. —  Уже разработаны и введены в действие стандарты Республики Беларусь, проведен целый ряд испытаний полученного топлива на Минском моторном заводе. Мы последовательно движемся вперед: для наращивания объемов производства предполагается строительство еще двух крупных цехов по производству биотоплива на действующих заводах мощностью до 60 тысяч тонн в год и организация ряда производств меньшей мощности в различных регионах.

Расширяя посевы рапса, мы решаем не только топливную проблему. Попутно потребитель получает отечественное растительное масло, предприятия Минсельхозпрода — жмых для производства комбикормов. Уже налажено производства концентрата витамина Е из рапсового масла, который покупают птицефабрики, и целого ряда других продуктов. По программе развития масложировой отрасли, только для производства дизельного топлива в Беларуси к 2010 году будет производиться около 154 тысяч тонн рапсового масла. Это позволит заменить биотопливом примерно 5 процентов потребляемого в стране дизельного топлива.

Бензин спиртом не испортишь?

Надежды на производство в Беларуси биотоплива для бензиновых двигателей долгое время связывались с биоэтанолом.

Это спиртовое горючее, полученное из богатых крахмалом или сахаром сельскохозяйственных культур — зерновых, кукурузы, картофеля или сахарной свеклы. Не меняя конструкцию двигателя, в бензин можно добавлять до 10 процентов биоэтанола. Причем добавка позволяет не только экономить нефтепродукты, но и снизить расход горючего и  содержание вредных веществ в выбросах. В прошлом году концерн “Белбиофарм” подписал меморандум о сотрудничестве с ирландской компанией “Гринфилд”. В рамках этого соглашения предполагалось строительство двух крупных заводов по производству биоэтанола — на площадках Мозырского “Этанола” и Бобруйского гидролизного завода.

— Мы внимательно проанализировали ситуацию и технико-экономическое обоснование проектов, — говорит Олег Ивашкевич. — Экспертиза показала, что с точки зрения экономики они немного хромают. В связи с существенным ростом мировых цен на продовольствие степень риска проектов повысилась. Необходимо детально прорабатывать вопросы, связанные с сырьевым обеспечением производства.

Ведущие мировые компании уже несколько лет разрабатывают способы промышленного производства топливного биобутанола.

С точки зрения химии это более качественная добавка к моторным топливам для бензиновых двигателей. Соединение бутанол содержит четыре атома углерода, а не два, как этанол, значит, по физико-химическим свойствам бутанол значительно ближе к бензиновой фракции.

— Это направление представляется нам перспективным, так как позволяет при производстве различных видов биотоплива уходить от использования пищевых продуктов, — считает Олег Ивашкевич.

Готовь пеллеты летом

Несколько белорусских предприятий уже производят топливные гранулы из отходов деревопереработки и соломы злаковых в промышленных объемах.

К сожалению, их продукция в основном идет на экспорт: в Беларуси пока нет оборудования для сжигания топливных гранул. В западноевропейских странах пеллеты используются для обогрева коттеджей и коттеджных поселков. Пользоваться ими очень удобно: в бункер специального котла засыпаются пеллеты, задается нужная температура, и обогрев идет в автоматическом режиме. Чтобы подобная технология пришла в Беларусь, придется заменить котельное оборудование и разработать соответствующие стандарты на топливо.

— Недавно белорусские ученые разработали технологию производства топливных гранул из соломы, — рассказывает Олег Ивашкевич. — Это не так просто, как кажется, потому что получить из соломы высокоплотные гранулы сложно — она легкая, а прессуется из-за внутреннего слоя воска плохо. Эту задачу нам удалось решить. Правда, остается иная проблема — солома содержит много калия,  поэтому при высоких температурах зола образует спекающиеся шлаки. Вопросами, связанными с возможностями использования имеющегося печного оборудования для сжигания таких топливных гранул, занимаются специалисты нашего института и Национальной академии наук совместно с российскими коллегами.

Газ разведывать не надо

В производстве биогаза наша республика пока серьезно отстает от европейских стран.

Ресурсы колоссальные: на территории Беларуси расположены крупные откормочные комплексы крупного рогатого скота и свиней, огромные птицеводческие фабрики. Самая первая в СССР установка по производству биогаза была смонтирована в Каменецком районе Брестской области еще в 1980-е годы. Несмотря на столь благоприятные предпосылки, сейчас в стране только две действующие установки — в Заславле и Брестском районе. Каменецкая установка закрыта, потому что оказалась неэффективной в холодное время года.

— Работы по созданию отечественных установок проводятся в Научно-практическом центре по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук, — говорит Олег Ивашкевич. — По плану первые образцы отечественных установок появятся лишь в 2012 году. Поскольку биогазовые установки, особенно большой производительности, быстро окупаются, наверное, имеет смысл параллельно прорабатывать вопрос о закупке таких установок. Ведь они — способ решения не только энергетических, но и экологических проблем — утилизации отходов, производства удобрений...

Конечно, если будет принято решение о закупке установок, то выбор технологии и оборудования для производства биогаза должны осуществлять профессионалы — микробиологи, химики и специалисты Минсельхозпрода, которым придется монтировать установки на откормочных комплексах.

Вопрос на засыпку

— Могут ли исследования в области получения биотоплива стать причиной роста мировых цен на продовольствие?

— Да, в мире за последние годы существенно выросли цены на пищевые продукты. Зерновые и у нас в Беларуси подорожали примерно на 15 — 18 процентов. Но я полагаю, мы в своей стране можем найти разумный баланс.

В области производства маслосемян рапса у Беларуси есть мощный ресурс, к которому мы пока относимся осторожно, — использование загрязненных после чернобыльской катастрофы земель. Известно, что масло рапса, выращенного на “грязных” землях, не содержит радионуклидов. В России для нужд ядерной энергетики разработаны котлы, которые позволяют сжигать радиоактивные отходы таким образом, чтобы ничего не попадало в атмосферу. Золу можно компактировать и захоранивать.

Это путь, который позволил бы рекультивировать зараженные земли, а чистое масло использовать для производства биотоплива. Но, повторюсь, ступать на него можно, только тщательно взвесив последствия этого шага.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter