Поле дышит хлебом

На днях в Могилевском районе побывал белорусский Президент. Он интересовался и подготовкой к жатве. Наши корреспонденты тоже поехали туда.

На днях в Могилевском районе побывал белорусский Президент. Он интересовался и подготовкой к жатве. Наши корреспонденты тоже поехали туда.

Своими мыслями о предстоящей страде поделились председатель Могилевского райисполкома Александр РОЗГАНОВ и его заместитель Артем БЕЛОГЛАЗОВ.
— В прошлом году и Могилевщина, и вся страна радовались большому хлебу, небывалому урожаю за последние годы. Дожинки стали праздником для всех хлеборобов Беларуси.
А нынешняя весна преподнесла множество неприятных сюрпризов. С одной стороны, выпало много осадков, раза в три больше нормы, с другой — холода и опоздание с полевыми работами недели на две... Знаем, что вам пришлось даже пересевать поля, потрудиться вдвое, но не потерять на севе достоинства хлебороба. Скажите, пожалуйста, какова сейчас готовность к жатве, какие виды на урожай?

А.Розганов: Во-первых, спасибо за внимание вашей газеты к нашим проблемам, постоянным рассказам о деревенских людях. Этой весной мы действительно пережили мало сказать стресс — шок от погодных катаклизмов. Это не так часто бывает. Пришлось уделить внимание каждому полю вдвое! Да, пересевали и подсевали, да, нервничали, но наши агрономы, механизаторы и руководители хозяйств смогли противостоять стихии.
Когда я пришел в район, в первую очередь поставил цель — сохранить кадры. Больше всего уделили внимания подготовке специалистов, именно профессиональной подготовке, и это очень помогло в сложное время...
Я понял: на земле надо управлять экономическими методами. И экономика села должна быть не ради только экономики, а для людей.
А.Белоглазов: Да, дожди мешали, но люди умеют работать!
Нам ведь пришлось пересеять около тысячи гектаров зернового клина. Переживали все вместе: что же будет дальше? Как затяжная дождливая весна скажется на урожае?
Сегодня уже видно, что пересеянное не пропало. Не зря механизаторы поработали в сложнейших условиях, не напрасно не видели ничего, кроме поля, как старались... Думаем, что получим даже побольше прошлогоднего, если уберем все до зернышка. Виды на урожай хорошие.
— А какой же был урожай в прошлом году?
А.Розганов: Просто замечательный. На довольно бедненьких могилевских суглинках он составил в среднем 37,7 центнера с одного гектара. Это больше даже, чем балл на центнер! Но были хозяйства, в которых намолотили гораздо больше.
Мне бы хотелось рассказать об этих результатах. В ЗАО “Агрокомбинат “Заря” урожайность в амбарном весе составила более 58 центнеров с гектара, в СПК “Полыковичи” — более 62, в СДП “Авангард” — почти 60... Невиданно для наших мест. И хлеб сильный, колос тяжелый.
Всего собрали 129,3 тысячи тонн зерна. В этом году хочется взять больше.
А.Белоглазов: Это будет моя первая, новая жатва. Я доволен тем, как идет подготовка к страде. Каждый день видно, как зреет поле. Пришел работать в райисполком — и сразу столько интересного, нового! Не замечаю, как бегут дни, недели. Да, сложно было, когда пересевали посеянное. Но сумели все сделать благодаря тому, что в нашем районе гораздо больше, чем предполагали, заготовили минеральных удобрений, техника тоже не подводила, да и горючего хватило. Планируем получить около 140 тысяч тонн зерна.
— Жатва уже началась на Брестчине. И виды на урожай даже лучше прошлогодних!
А.Розганов: Мы войдем в страду немного позже. Но отставать не намерены. Слишком много лет отдано облагораживанию земли, обновлению техники.
А.Белоглазов: Пока завершили первый укос трав. Надо сказать, мы вполне довольны результатами. Вместе с тем собрали уже механизаторов, которые живут в городе, и посмотрели, кому работать комбайнерами. Их будет человек двадцать. Деревенские же всегда готовы.
— Интересно узнать, какой у вас машинно-тракторный парк? Готова ли техника?
А.Розганов: Это для всех на селе всегда больное место. У нас довольно-таки много стареньких “Донов”, другие машины тоже не  последних модификаций. Но научились ремонтировать, смогли восстановить многие, даже самые добитые комбайны. Плохо, когда в хозяйстве груда металлолома на мехдворе стоит, надо, чтобы и эта “груда” производительно работала.
А.Белоглазов: Рядом с этими старенькими “Донами” у нас имеется уже и импортная техника, неплохие КЗРы... Так что с техникой, с ее готовностью проблем скорее всего не будет. У нас больной вопрос — сушильные хозяйства, но в это лето мы решим и его. Введем в строй новые сушилки, которые помогут нам получить лучшее качество хлеба. Десять сушилок закупили совсем недавно, в прошлом году. И еще повезло приобрести в нынешнем году шесть сушилок. Это уже целое новое хозяйство на зернотоках.
— Вам удалось создать неплохой “коллектив” из руководителей разных хозяйств и специалистов сельского хозяйства. Нет главней кадровой проблемы в деревне. Верно ли, что ваши председатели, хотя и называют их теперь по-иному, дорожат дружбой, помогают друг другу, не жадничают, а выручают соседей, если это нужно.
А.Розганов: Благодарю вас за такие размышления. Я столько пережил, переосмыслил, пока укомплектовались руководящие кадры в хозяйствах. Да, мы живем дружно. Во всяком случае, если у кого-то есть лишнее топливо, а в ином хозяйстве закончилось — нет простоев.
Но я должен сказать тут, что не каждый хороший работник может повести за собой коллектив, организовать процесс производства так, чтобы получать положительные результаты. На это нужно особое умение и большой профессионализм.
Я бы хотел с радостью назвать здесь имена наших замечательных руководителей хозяйств, которые прекрасно работают из года в год. Это Виктор Федорович Пинчук, Леонид Сергеевич Моисеев, Михаил Иванович Трищенков, Виталий Викторович Фомкин. Все они довольно разные люди, но их объединяет любовь к селу, преданность земле, отечеству. Это наши вечные передовики.
А.Белоглазов: Рядом с ними можно еще называть и называть имена и других руководителей, которые сумели поставить производство на высокий технический уровень. К их числу относятся Леонид Копцов, Александр Николаевич Корень, Александр Михайлович Драчев, Василий Андреевич Мазурик, Олег Алексеевич Каштанов, Александр Николаевич Корнев...
Думаю, что мы еще и не всех назвали. На Могилевщине люди отличаются простотой и дисциплинированностью.
— Что ни говори, но, пожалуй, самая большая проблема все-таки топливо! Вот вы сказали, что даже делиться умеете им...
А.Розганов: Есть, есть проблемы и сейчас. И если бы не помощь государства — было бы худо на селе.
А.Белоглазов: Село просто необходимо продвинуть, поддержать, уважить, дать современную жизнь. И люди сами на эту большую работу способны! Не узнать могилевские бедненькие еще не так давно деревушки сейчас. Каждый год что-то да изменится к лучшему!..
— А что именно меняется в деревне?
А.Розганов: Ну, во-первых, как бы ни сложился год, какой бы ни была погода, все равно люди умеют больше дать и зерна, и картошки, и молока, и мяса государству! Значит, лучше работают. Это иногда меньше всего отмечают. Все работают лучше.
А.Белоглазов: Программа развития белорусского села рассчитана прежде всего на молодежь. Да, конечно, много было упущено в связи с развалом страны, но многое и сделано, делается. Я вижу деревню не униженной, а помолодевшей, воскресшей! Это и произойдет, когда построим агрогородки. К тому же строим еще по пять домиков в год в каждом хозяйстве по президентской программе.
Дом — основа жизни. Это — само село, его облик. Это — уклад, радость, воспитание детей, целых поколений...
Было ведь и такое время, когда говорили о деревне, спорили о том, кто народ накормит, то ли частник, то ли Запад... Но, оказалось, ничего подобного! Только — сами. Без деревни и городу прожить невозможно. Так что — за дело...
— Когда же вы начнете жатву?
А.Розганов: Через неделю, я думаю. Первые пробные поля будут сжаты, конечно. Жатва — стремительная страда. Может, и раньше где-то сумеем скосить рожь. Мы ждем ее больше всего на свете! Зерно превосходное. Надо постараться убрать как можно тщательнее...
А.Белоглазов: Хлеб... Каждый день бываю в поле. Уже дышится зерном! Каждый живущий на селе ощущает это. Вот-вот жатва... Это большое счастье, что участвовать в ней очень скоро, буквально через несколько дней.
— Мы благодарим вас за откровенный рассказ.
А.Розганов: И вам спасибо! Ждем на жатве.
А.Белоглазов: Журналистам тоже есть место на уборке...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter