Пол-Америки

Вчера почти половина американских штатов высказала свое мнение по поводу того, чьи фамилии они хотели бы видеть в бюллетенях для голосования на президентских выборах...
Вчера почти половина американских штатов высказала свое мнение по поводу того, чьи фамилии они хотели бы видеть в бюллетенях для голосования на президентских выборах. Когда читатели возьмут в руки эту газету, так называемый супервторник в Соединенных Штатах уже сменится вполне себе ординарной средой. Одни кандидаты в кандидаты в президенты (ну и навороченная же формулировка, зато точная) продолжат предвыборный марафон. Другие — сойдут с дистанции. Но в любом случае во вторник имел место всего лишь промежуточный финиш. Интрига будет сохраняться до самого дня выборов, 4 ноября, и весь мир будет более или менее пристально следить за происходящим в Новом Свете.

То, что происходит сейчас в США, формально является всего лишь процессом выдвижения кандидатов от партий. Другой вопрос, что за океаном существует классическая двухпартийная система и те два политика, которых выставят на выборы демократы и республиканцы, автоматически станут главными, а по сути, единственными кандидатами в президенты. Окончательное решение демократы и республиканцы примут на своих съездах в августе — сентябре, и только после этого в стране начнется настоящая предвыборная кампания.

Тем не менее начиная с самых первых праймериз в Айове мировые СМИ по пятам следуют за основными действующими лицами главного политического шоу сезона. Так, телеканал «Евроньюс», похоже, задался целью отследить все передвижения топ–демократа Барака Обамы по бескрайнему Среднему Западу, опубликовать все соцопросы.

Впрочем, что «Евроньюс». Российские телеканалы с таким интересом и интенсивностью рассказывают о предвыборных митингах в Штатах — порой кажется, будто Северная Каролина — район Москвы, а Северное Бутово где–то за океаном. Напомню, что до российских президентских выборов осталось меньше одного месяца, а до американских — меньше девяти. Слишком уж скучна нынешняя предвыборная кампания в России.

Неудивительно, что предвыборная кампания за океаном, тщательно отрежиссированная голливудскими специалистами, смотрится повеселее. Однако есть и объективные причины того неподдельного интереса, который проявляет остальной мир к выборам в Соединенных Штатах. Недавний обвал на фондовых рынках со всей ясностью продемонстрировал: стоит американской экономике только чихнуть, как все остальные уже начинают кашлять. Эта крупнейшая мировая держава пока обладает самым большим экономическим потенциалом и внешнеполитическим влиянием. Да простят меня в Брюсселе и Москве, но сдается все же, что сценарий, по которому сегодня развиваются события вокруг Косово, писался в Вашингтоне.

Но и эта мощь — не безгранична и не бесконечна, что показывает ипотечный кризис, имеющий глубокие последствия, а также начатые Белым домом войны в Ираке и Афганистане, которым до сих пор не видно конца. Все это обязательно должен будет учитывать следующий президент США.

Вопреки невероятному интересу в мире к американским выборам, внешняя политика не является главной темой предвыборной кампании в США. «Я не знаю ни одной страны, где бы внешняя политика играла какую–либо роль на выборах, за исключением стран, где ситуация катастрофична, как, например, в Сербии», — так директор французского института международных отношений Тьерри де Монбриаль говорил во время последних президентских выборов в своей стране. Но и по поводу Штатов можно повторить то же самое. Это не плохо и не хорошо, это — есть. Мое глубокое убеждение, что даже Ирак в своих предвыборных речах кандидаты в кандидаты упоминают только потому, что там сейчас находятся 150 тысяч граждан, обладающих правом голоса. В остальном пока что вся их дипломатия — это набор стандартных клише. Например, все они признались в нелюбви к России, особенно усердствовал ветеран вьетнамской и «холодной войны» республиканец Маккейн. Но как только кандидат станет президентом, его политика вынуждена будет стать более реалистичной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter