Покупка с правом на продажу. Как продвигать отечественные товары за рубеж

Кризис породил немало противоречий. Вырваться из тисков нестабильности Беларусь может, только проводя активную инвестиционную политику. Также проводить качественную модернизацию ключевых производств исключительно собственными силами невозможно. А значит, неизбежен инвестиционный импорт, который активно «пожирает» валютные запасы. Но откуда брать необходимую для финансовой стабильности валюту, когда внешние рынки сегодня «просели» по большинству экспортных позиций? Вариантов не особенно много. Кроме внешних заимствований и реализации активов за валюту это оптимизация закупок оборудования за рубежом.

Для поставщиков технологического оборудования белорусский рынок – один из самых «вкусных» на просторах СНГ. Ежегодно на техническое перевооружение различных отраслей экономики в стране выделяются миллиарды долларов. А это лакомые суммы для поставщиков оборудования.
В такой ситуации грех не использовать потенциал рынка для продвижения отечественных товаров за рубеж, используя так называемые импортные квоты. Классический пример эксплуатации этого рычага – приобретение в 90-х годах Румынией «Боингов» для нужд местной авиакомпании. Американской корпорации тогда Румыния выдвинула встречное условие: на определенную долю от суммы поставки либо приобрести румынских товаров, либо разместить заказы на румынских предприятиях. Таким образом, Бухарест частично компенсировал валютные затраты на авиалайнеры.
В Беларуси большинство дорогого импортного оборудования закупается исходя из лучшего соотношения цена/качество, которое поставщик заявляет на тендере. Только много ли в мире стран, в которых действуют те же принципы?! Да и с точки зрения стратегической не всегда целесообразно, когда различные субъекты хозяйствования проводят за год несколько десятков конкурсных торгов на закупку аналогичного оборудования. К тому же не всегда конкурс проходит гладко, иногда контролирующие органы выявляют постфактум нарушения, сговоры, искусственное завышение цен с использованием подставных фирм. Чтобы минимизировать потери от злоупотреблений в Беларуси, иной раз рекомендуется приобретать технологическое оборудование напрямую у производителей. Но тогда, увы, сужается количество предложений. Да и далеко не все производители, особенно крупные, готовы участвовать в зарубежных тендерах непосредственно.
Сегодня по некоторым позициям назрела необходимость выбора Беларусью стратегических поставщиков. Скажем, нынче активно внедряются технологии использования местных и возобновляемых видов топлива, ежегодно устанавливаются сотни котлов различной мощности, присутствуют самые различные производители и торговые марки. Однако с тем же успехом все потребности республики могли бы обеспечивать всего две-три авторитетные в мире компании. Выбирать их также необходимо на основе конкурса, но не на отдельные разовые поставки, а, так сказать, на комплексное обслуживание, предъявив при этом и более жесткие требования: снижение цены, обеспечение сервиса и снабжения запчастями, возможно, даже с указанием их фиксированной стоимости на несколько лет вперед. Можно было бы задействовать и механизм импортной квоты, о которой говорилось выше.
Большой заказ позволяет оптимизировать график производства, закупки сырья и материалов, а значит, значительно снижать себестоимость, а как следствие, и конечную цену (на 15–20%) для поставщика.
Естественно, у любой идеи всегда есть как сторонники, так и противники. В частности, некоторые ведомства совершенно законно утверждают, что крайне сложно, практически невозможно составить технические задания даже на годовые объемы закупки оборудования. Не говоря уже о более длительных сроках. Некоторые боятся, что при «оптовых» тендерах существует опасность попасть в зависимость от определенного поставщика. Но в современной мировой практике применяются контракты, когда еще при поставке оговариваются все эксплуатационные расходы и за превышение сметы несет ответственность производитель.
В любом случае механизм стратегического партнерства по поставкам определенных видов продукции обладает большим потенциалом для предприятий Беларуси и России. Впрочем, российским поставщикам сложнотехнического оборудования стоило бы также проявить инициативу, сформировав интересные предложения. Тем более что европейские производители сегодня готовы открывать связанные кредитные линии под различные белорусские инвестиционные проекты. Другой вопрос, что кредит – это все-таки заемные средства. И их придется рано или поздно отдавать. Поэтому, несомненно, контракты, предполагающие двустороннее движение товаров для стран СНГ, сегодня более предпочтительны. У ряда крупных российских предприятий есть серьезные интересы на белорусском рынке. Причем эти производители, как правило, входят в крупные холдинги с разносторонними интересами, а значит, у таких структур всегда есть потенциальный спрос на белорусскую продукцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter