Поколение «ни-ни»

Дочь моей приятельницы живет в Бельгии. Работает в филиале белорусской IT-компании. И чем больше ассимилируется в молодежную среду, тем быстрее разочаровывается и теряет былые иллюзии о достижениях развитого капитализма. К примеру, очень прогрессивная, на первый взгляд, система европейского образования, выстроенная на принципах доступности, равенства, демократичности и уважения к личности ученика, породила значительное количество 35-летних, которые все еще не знают, чем хотят заниматься. Некоторые живут с родителями, потому что, не имея постоянного дохода, не в состоянии снимать жилье и тем более создавать семью. Хотя, казалось бы, получили все для гармоничного разностороннего развития. Как такое могло случиться?

Фото  pixabay.com

Практически каждая статья, нахваливающая европейскую систему образования, заканчивается пассажем о том, что у детей, наконец, появился шанс вырасти не искалеченными старой школьной системой, которая загоняла их в рамки и заставляла зубрить никому не нужные бесполезные факты. Они научатся думать и анализировать, ставить эксперименты, ошибаться и идти дальше. На выходе ожидалось первое в истории поколение независимых мыслителей, креативных бизнесменов и блестяще талантливых людей искусства. И вот сейчас на рынок труда хлынули первые результаты этого эксперимента, не самые обнадеживающие.

Эксперты уже начинают осторожно поговаривать о том, что поколение молодежи, которое как раз и было первым выпуском обновленной системы европейского образования, стало самым неустроенным со времен «потерянного поколения», ровесников Ремарка и Хемингуэя, прошедших кровавую мясорубку Первой мировой и оказавшихся никому не нужными в мирной жизни. Но что же так расстроило жизнь молодых современников? Безработица среди них даже до пандемии била рекорды: каждый седьмой молодой человек в Евросоюзе был безработным, в Греции и Испании — больше половины. Проблема настолько серьезна, что даже получила название «поколение «ни-ни». То есть ни работы, ни учебы. 

Кто-то винит в этом эхо мирового экономического кризиса 2008 года, кто-то — глобализацию, вымывающую рабочие места из развитых стран. Но мне кажется, стоит в первую очередь обратить внимание на основу основ — систему образования.

Когда закладывались принципы новой европейской школы, казалось, что будущее, описанное фантастами, вот-вот наступит и всю рутинную работу на себя возьмут роботы. Поэтому и школы должны работать соответствующе. Но, судя по всему, влияние прогресса переоценили. Европе по-прежнему требуются рабочие руки. Например, Илон Маск, сделавший в свое время ставку на автоматизацию своих фабрик по производству автомобилей Tesla, массовые сокращения признал ошибкой и вернул людей обратно за конвейер. Похожим образом поступила японская Toyota, руководство которой осталось недовольно результатами внедрения роботов на сборочные производства.

Да и в оценке будущей сферы услуг предсказатели, судя по всему, промахнулись. Ведь планировалось, что на рынке труда будут востребованы дизайнеры и маркетологи, а оказались нужны программисты, курьеры и уборщики. Экономист Ростислав Капелюшников, один из крупнейших специалистов по рынку труда, утверждает, что в развитых странах сейчас массово создаются рабочие места, требующие либо очень высокой квалификации, либо вообще никакой. То есть в цене тот самый монотонный ручной труд, который, казалось, скоро должен исчезнуть.

«Учиться, учиться и еще раз учиться, а не то придется работать, работать и еще раз работать», — эта дополненная цитата Владимира Ильича Ленина наилучшим образом характеризует положение дел и разбивает сейчас мечты многих молодых людей об умеренной рабочей нагрузке, которая еще и будет приносить удовольствие. Массово выпускаемые европейской системой образования специалисты по рекламе и культурному разнообразию в итоге либо пополняют армию безработных, либо вынуждены, наплевав на гордость, браться за низкоквалифицированный труд.

Учитывая, что наша система образования тоже постоянно реформируется, возможно, стоит учесть ошибки соседей и сохранить в школе имеющиеся специализации и систему обучения рабочим профессиям. Ведь, похоже, их еще рано списывать со счетов.

аelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter