О развитии дополнительного образования

Похвальное дополнение

После того как суета с отправкой детей в школу улеглась, перед родителями встал вопрос № 2: чем занять чадо после школы? Студии, секции, детские центры и «академии», стоящие на коммерческих рельсах, активно зазывают новичков и заставляют очередной раз оценить семейный бюджет — а потянет ли? Распространенное мнение, что сейчас «все за деньги и дорого» — следствие того, что в многоголосом хоре предложений не всегда удается уловить: доступные, а часто и бесплатные кружки существуют. И важен при этом не сам факт, что у нас все–таки сохранилась система дополнительного образования, корнями уходящая в советское прошлое. А то, что она доросла до нового качества, способна отвечать актуальным запросам детей и родителей и в нее по–прежнему идут талантливые педагоги.


В развитии дополнительного образования именно как части общего заложена социальная сверхзадача: обеспечить занятость, которая поможет не просто скоротать свободное время, а сформировать личность, нащупать, к чему есть способности и определиться с будущей профессией. Чтобы все это не было только словами, за последние годы систему пришлось основательно модернизировать: улучшить материально–техническую базу и дополнить самыми востребованными направлениями.

Пожалуй, громче всех «выстрелила» робототехника, которой мальчишки сегодня увлечены чуть ли не через одного. Директор Республиканского центра инновационного и технического творчества Сергей Сачко вспоминает: еще полтора года назад планировалось открыть около 40 площадок для занятий робототехникой, а уже сейчас их более 150, причем тему подхватили не только учреждения допобразования и школы, но и общественные организации с частниками. Для демонстрации результатов и пущей мотивации республиканский центр организует турниры по робототехнике, а также взял на себя проведение белорусского этапа Всемирной олимпиады роботов WRO — в этом году он пройдет в середине октября, а победители поедут на главное состязание в Индию. И это лишь один из примеров. Техническое творчество, выросшее из классического авиа–, судо– и автомоделирования, пополняется технологиями и готовит к самым современным профессиям. Например, на конкурсе по профессиональному мастерству JuniorSkills, впервые организованном в мае этого года, школьники соревновались в таких областях, как промышленная и мобильная робототехника, прототипирование, инженерный дизайн CAD, нейропилотирование, технологии беспилотных летательных аппаратов, системное администрирование. Можно не сомневаться, такая профориентация гораздо эффективнее, чем обычные тесты для выявления склонностей.

Нечто подобное происходит и с традиционно сильным у нас художественным профилем — от хореографии до изобразительного искусства. С эколого–биологическим, которое в этом году планируется пополнить космической биологией, геоэкологией, микробиологией, зоологией и химией. Директор Республиканского центра экологии и краеведения Елена Онуфрович приоткрыла планы: в ноябре нас ждет первый в Беларуси чемпионат по флористике для юниоров, а для развития детско–юношеского туризма — первенство по водному туризму и велосипедному ориентированию. Из уже работающих новинок — занятия по скалолазанию, кемпинг–туризму и разработанные межрегиональные походные маршруты.

Так что родителям, не надеясь на слабую рекламу, стоит самим проявить инициативу и выяснить, что же есть в ближайшем доступе. Для любого ребенка реально найти полезное занятие без оглядки на материальный вопрос. Предложений в учреждениях допобразования масса. В прошлом учебном году их посещали около 380 тысяч детей, то есть каждый третий школьник. Платными при этом остаются лишь 10 — 20 процентов кружков и объединений по интересам.

Конечно, все это было бы невозможно без энтузиазма преподавателей и притока свежих сил. Работа с педвузами привела к тому, что их выпускники все чаще выбирают для себя стезю именно дополнительного образования. Вопрос: как их удержать? Меры имеются: например, в каждом регионе предусмотрена премия для лучшего педагога этой системы. Или — из последнего — учителю оплачивают работу в кружке с учетом его категории. Но вряд ли таких стимулов достаточно. Особенно для сферы, которая, кроме воспитания и профориентации, имеет и еще один немаловажный аспект: не секрет, что чем выше занятость учащихся, тем ниже уровень детской и подростковой преступности. Так что есть реальная отдача от бюджетной поддержки существующих у нас 305 учреждений допобразования. Как правило, на их финансирование в отдельно взятом районе идет не более 10 процентов средств, предназначенных для всей системы образования. Ужимать их — а такие предложения периодически звучат — равносильно экономии на будущем.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 176 (25058). Среда, 14 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter