Пока не вернулся последний солдат...

Шестьдесят лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но скорбным шлейфом она тянется все эти годы за теми, кто не дождался из военного похода родного, близкого человека.
Шестьдесят лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но скорбным шлейфом она тянется все эти годы за теми, кто не дождался из военного похода родного, близкого человека. И как последнее напоминание о нем хранит выцветшую похоронку или безликое извещение "Пропал без вести". Ни могилы, ни креста, ни пяди земли, чтобы прийти и поклониться павшему бойцу, выплакать многолетнюю скорбь и утешиться...

Петр Дубинин из поселка Ждановичи Минского района искал могилу своего дяди ровно 60 лет. Но нашел. И написал в редакцию, чтобы выразить безмерную благодарность сотрудникам белорусского отделения Общества Красного Креста и министерства обороны России, которые помогли ему узнать о судьбе родного человека, указали место, где покоится его прах. На публикацию откликнулся Олег Дудниченко, начальник отдела управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Беларуси.

- 60 лет поисков, неопределенности, надежд и безнадежности - не многовато ли, как вы считаете? - издалека завел он разговор.

- Да, но если по-другому найти могилу дяди было невозможно? - спросила в свою очередь я.

- А по-другому, по правильному, кто-нибудь пытался искать? - еще больше озадачил Дудниченко. - Ведь если все делать грамотно, из 60 лет легко можно сэкономить на поисках лет 58...

По мнению Олега Дудниченко, есть несколько ошибок, которые могут свести все поиски на нет. И допускают их, как ни странно, сами инициаторы поисков родственников и друзей, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Эмоции через край - первый неверный шаг, на который указал Дудниченко. Как правило, десятилетия поисков обрастают эмоциями и чувствами настолько, что человек, обращаясь в архивы, газету, организации, которые занимаются розыском бывших фронтовиков, забывает указать самое необходимое - имя разыскиваемого. "Мой брат ушел на фронт в 41-м. С тех пор мы о нем ничего не слышали. Он числится пропавшим без вести, - написала в редакцию брестчанка Галина Аникеева. - Как мог солдат, который воевал в конкретной роте конкретного полка, исчезнуть без следа?! Мама перед смертью просила во что бы то ни стало разузнать о судьбе ее сына. Помогите!" Уважаемая Галина Леонидовна, пытаясь рассуждать, как мог пропасть в никуда во время войны ее брат, не указала ни его имени, ни года рождения, ни номера роты и полка, в котором он воевал.

Первый и верный шаг к успеху - запрос в военкомат района, откуда солдат призывался на фронт. В практике Олега Дудниченко был случай, когда мужчина обратился с просьбой помочь найти могилу брата. Он точно знал, когда и откуда призывался на фронт его брат, но не удосужился навести необходимые справки в военкомате. Он разослал множество писем в разные инстанции, потратил на поиски не один год, а в итоге оказалось, что достаточно телефонного звонка в Борисовский РВК (оттуда уходил на войну брат просителя). Там нашли сведения, в какой части служил разыскиваемый, на какой территории воевал...

А вот если уж в райвоенкомате не удалось обнаружить никаких следов отца, брата, друга, главную роль поисковика возьмет на себя управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны. Там собрана вся информация о бойцах, погибших на территории Беларуси, и белорусах, сложивших свои головы за ее пределами.

- Причем нам достаточно знать лишь имя, отчество, фамилию разыскиваемого, год и место его рождения, - особенно выделил Олег Витальевич.

Определенные сведения о солдатах Великой Отечественной войны могут предоставить Национальный архив Беларуси, Могилевский областной архив (там хранятся 52 тысячи учетных карточек на военнопленных), Центральный ордена Красной Звезды архив министерства обороны Российской Федерации в Подольске, военно-мемориальный центр в Москве, в котором собраны списки захороненных и перезахороненных фронтовиков. Почтовые адреса всех архивов есть в каждом военном комиссариате. Туда и следует обращаться, к примеру, нашей читательнице из Минска Алевтине Шевчук, которая до сих пор ищет могилу дяди, хотя знает, откуда он родом, когда ушел воевать, где погиб и в каком году.

Более того, можно не только не помочь себе самому найти могилу деда или отца, но и навредить поискам. Как, например, сейчас расценивать директиву Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 1945 - 1946 годов о предоставлении сведений о не возвратившихся с войны жителях каждого района каждой республики? Списки составлялись военными комиссариатами в 1947 - 1948 годах и основывались на информации родственников. Если по прошествии 3 - 4 месяцев после освобождения территории ушедшие бойцы не давали о себе знать, их считали пропавшими без вести. Именно такие извещения вводят сейчас в заблуждение наследников "исчезнувших" солдат. Увы, но в таком случае шансы узнать что-либо конкретное о судьбе бойца практически равны нулю.

- История не терпит грубого вмешательства, - говорит Олег Дудниченко. - Но мы и по сей день сталкиваемся с варварским к ней отношением. "Любительские" поисковые работы с раскопками на местах сражений запрещены, но до сих пор ведутся. Поисковая группа из Могилевской области в июне этого года нашла штабные документы 20-го механизированного корпуса. Его части принимали участие в оборонительных сражениях 1941 года в Минской и Могилевской областях. Поисковики обратились с ходатайством в Палату представителей Национального собрания об увековечении памяти воинов. Но уникальные документы (читай - человеческие судьбы), которые требуют самого осторожного обращения и трудоемкой экспертизы, с лета не переданы ни в Министерство обороны, ни даже в комиссариат! Я призываю всех неравнодушных людей: не стоит геройствовать, пытаясь самостоятельно разгадать загадки Великой Отечественной. Пусть этим занимаются профессионалы. Только ваше содействие, а не противодействие поможет установить имя или судьбу воина, которого, возможно, кто-то ищет шесть десятков лет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter