Современное общество лишило детей свободы и дворовых игр

Поиграйте во дворе

Дети не должны быть предоставлены самим себе, внушают нам с интернет–сайтов и телеэкранов. Тотальный контроль со стороны взрослых как панацею от всех бед прописывают педагоги и сотрудники милиции семьям, где растут несовершеннолетние. О необходимости постоянно организовывать детский досуг вспоминают всякий раз, когда случается очередная беда: подросток спрыгнул с крыши, подсел на наркотики, связался с плохой компанией, совершил преступление. И иного мнения, казалось бы, быть не может. Однако в институте психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка придерживаются несколько иной точки зрения. Именно дефицит свободы, в частности, свободы выбора и есть причина многих негативных явлений в подростковой среде, в том числе и непоправимых — такое мнение высказал доктор психологических наук, профессор Леонид Пергаменщик. А главным симптомом проблемы он считает почти полное вырождение дворовых игр.

ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

Аргументирует свою позицию Леонид Абрамович по большей части выводами из своей достаточно специфической практики кризисного психолога:

— По долгу службы мне приходится работать с людьми, в чьей жизни случилось нечто такое, о чем вчера трубили во всех СМИ. Скажем, сейчас я помогаю одной нашей соотечественнице из глубинки справиться с большим горем: ее 15–летний ребенок покончил с собой. И картина случившегося на первый взгляд вызывает недоумение — ведь хорошая женщина, образцовая мать, благополучная семья... Родители изо всех сил старались вырастить из детей людей с большим будущим. Отсюда — чуть ли не с пеленок жесткая дисциплина, буквально поминутное расписание жизни, где так называемое свободное время несовершеннолетнего тоже было максимально организовано. Оберегая ребенка от ошибок и падений, мама с папой всегда решали за него, где ему быть, о чем мечтать, с кем дружить, с кем играть и во что. Со стороны все вроде выглядело очень правильно и многообещающе. И вдруг — прыжок из окна... Видите ли, чтобы ребенок однажды не совершил одну большую ошибку, надо давать ему возможность хоть иногда совершать маленькие, самому исследовать жизнь. Сейчас заботливые родители недоумевают: мол, что же сделали не так? И очень сложно им теперь объяснить, что так нелепо и трагично подросток просто решил выйти за жесткие границы установленных взрослыми рамок, разорвал навязанный ему сценарий жизни. Просто впервые сам принял решение. Ужасное, но — его решение.


Специалист продолжает: в семье остался еще один объект любви — девочка, которая пришла в школу уже все знающей и все умеющей. Казалось бы, дерзай, детка, обгони сверстников, удиви педагогов... Но и тут все пошло не так! Придя в школу, девочка вдруг полностью утратила интерес к учебе, замкнулась. В чем дело? Да все просто: первоклашка обнаружила, что ей неинтересно, она уже все это знает! Ведь раньше малышка послушно учила буквы, потому что так хотели мама и папа. В школе же потребовалась ее личная мотивация для познаний. Вопрос — на чем ее теперь построить?

Часто родители буквально с пеленок начинают программировать свое чадо на успех. Не на то, чтобы максимально раскрыть свою индивидуальность, а чтобы обязательно опередить сверстников в модных тенденциях. Результат? У общества сформировался новый взгляд на готовность ребенка к школе. В результате мамы и папы порой вынуждены задолго до первого звонка начинать осваивать с ребенком букварь, овладевать навыками письма и счета лишь для того, чтобы их дитя соответствовало представлениям педагога и школьного психолога о нормальном развитии. По словам профессора, родительское желание довести до идеала все в жизни ребенка в соответствии с собственными представлениями сегодня можно считать весьма тревожной тенденцией. Где выход из ситуации? Ведь если чадо совсем никуда не направлять, то где гарантия, что ребенок не окажется в так называемых лузерах и не впадет в депрессию, завидуя успехам друзей?

ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО.

— Выход, безусловно, есть, — убежден Леонид Пергаменщик. — Не погружаясь в дебри нейропсихологии, советую принять как аксиому: нагрузка на еще незрелые структуры центральной нервной системы ребенка чревата далеко не лучшими последствиями. Дошкольник, конечно, овладеет навыками чтения, письма и счета, но при этом могут появиться проблемы со сном, симптомы энуреза. Он начнет часто болеть соматическими заболеваниями, возможны также различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы, и так далее. Кроме того, он может стать чрезмерно возбудимым, капризным, даже агрессивным. Единственное, чего требует организм ребенка в дошкольном возрасте, — это свободы самовыражения. То есть сюжетно–ролевых игр. И первые уроки здесь должны преподносить мама с папой и детвора постарше.

Но есть ли сегодня у родителей время на все это? Вот данные исследования вуза: родители если и играют с детьми (что происходит крайне редко), то в 70% случаев это игры по правилам, преимущественно дидактические, вроде «Кубиков Никитина», «Складывания пазлов», «Подбери нужное слово», «Логических цепочек», а также разные варианты компьютерных обучающих программ. Все это не то, что нужно, уверен профессор. На самом деле единственный путь стать по–настоящему успешным — это, во–первых, научиться сдерживать удар поражения, а во–вторых — принимать самостоятельные решения в незапрограммированной обстановке. Для подростка идеальным тренингом в процессе становления характера и личности может быть только сюжетно–ролевая игра.

Ратуя за возрождение дворовых игр, Леонид Пергаменщик тем не менее просит не впадать в крайности. Да, родителям надо знать, где их ребенок, что он делает, чем увлечен. Нужно подсказывать, но не навязывать. И просто подарить ребенку свободу самовыражения будет мало — надо еще научить ею пользоваться. А овладение этим искусством целиком зависит от доброго родительского примера.

Цифра «СБ»


По данным научно–исследовательской лаборатории БГПУ им. М.Танка, дошкольные развивающие учреждения образования посещают 80% дошколят. Спрос на эту услугу настолько велик, что за последние 6 — 8 лет число юных посетителей увеличилось в разы.

Факт


Эксперимент, недавно проведенный в России, шокировал результатом. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). Запрещалось включать любые гаджеты, а также радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п. Дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Так вот, из 68 участников до конца эксперимент довели всего трое (!) — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые панические атаки. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение шевеления волос на голове. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. И лишь одна девочка героически довела эксперимент до конца. Она принесла дневник, где все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений она не стала публиковать эти записи.

eversman@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter