Принцип свободного микрофона: обсуждаем вопросы лицензирования и проблемы частных школ

Поговорим начистоту

Диалоговые площадки — именно такой вариант общения с родителями, чьи дети посещали частные учреждения образования, выбрали госслужащие, депутаты и эксперты. Не замалчивать тему, а честно и открыто отвечать на любые вопросы, рассказывать подробности. Как уже показали подобные встречи, далеко не все в курсе, почему деятельность таких школ приостановлена.

Ирина Тихонко: «Частные учреждения образования, которые выполнят все долицензионные и лицензионные требования, смогут спокойно работать».

Вечер. Возле Сенницкого центра культуры собираются люди. Через пару минут здесь начнут обсуждать тему приостановления деятельности одной из частных школ. Заместитель председателя Минского районного исполнительного комитета Ирина Тихонко объясняет главную цель:
— Снизить напряжение, объяснить дальнейший порядок действий руководству, а родителям — показать истинную картину. Мы провели уже три собрания. И что видим? Информация не только не доводилась до родителей в полном объеме, но зачастую драматизировалась со стороны администрации школ. Мы не карательный орган, который решил закрыть всех частников и монополизировать образование. Но исключений не будет: необходимо выполнять закон.
На собрании действовал принцип свободного микрофона — любой мог подойти и задать вопрос. Одна из мам поинтересовалась, почему именно сейчас все приостановили деятельность. Специалисты заметили: к 1 сентября сертификатов готовности и госаккредитации не было у большинства частных школ. Но уроки продолжались, с родителями заключали финансовые договоры. История одного учреждения, где ученик выстрелил в глаз однокласснице из пневматического пистолета, стала триггером для проверки других и наведения порядка во всей системе частного образования. Ирина Тихонко предельно откровенна:
— Деятельность учреждений была приостановлена. Стали проводить проверки, во время которых выяснялись шокирующие подробности. Например, в одной из школ педагоги на уроках (только представьте!) говорили, что белорусы — недонация. Настраивали детей: «Получайте образование — и уезжайте из страны».

Людмила Подлужная, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания, каждую такую встречу начинает с напоминания: главная задача взрослых — обеспечить безопасность детей.

— Многочисленные нарушения руководители частных учреждений тщательно скрывали. В одной из школ занятия проходили на верхнем этаже торгово-промышленного помещения, где не было лестницы, только лифт. Что было бы с детьми в случае пожара, страшно представить. Введение лицензирования поставит жирную точку на недобросовестных субъектах хозяйствования. Причем к учреждениям образования различной формы собственности — как частной, так и государственной — будут предъявляться единые требования. К слову, такие же подходы уже реализуются в Российской Федерации.

Ничего заоблачного в долицензионных и лицензионных требованиях нет, уверена Ирина Тихонко:

— Более того, мы заинтересованы, чтобы частные структуры работали. Заметьте, проблема таких школ — это вопрос преимущественно столицы и Минского района. Объясню почему. Последние три года жилищное строительство ведется активно: каждый восьмой квадратный метр в стране строится в Минском районе. При таком активном строительстве количество детского населения увеличивается, соответственно, всегда есть спрос на места в садах и школах.
Специалисты уверены: учреждения образования, которые работали на совесть, на сто процентов должны возобновить свою деятельность — достаточно устранить нарушения, выполнить все долицензионные и лицензионные требования. Сроки обращения за лицензией четко определены — с 14 по 23 ноября в райисполкомы смогут обратиться индивидуальные предприниматели, с 24 ноября по 9 декабря — государственные учреждения.

Вера Дипнер, директор частного учреждения образования, волнуется, но настроена на получение лицензии:

— Нашей школе почти 30 лет. Делаем все возможное, чтобы вновь распахнуть двери. Практически все нарушения с нашей стороны уже устранены.

Вопрос находится в компетенции местных органов власти, напоминает Ирина Тихонко:

— После изучения документов и проверки будет приниматься решение о выдаче лицензии. Выполнит учреждение все условия — продолжит работу. На сайте Минобразования опубликован график обращения субъектов хозяйствования за получением лицензии в соответствующий орган.


Важно, что лицензию можно не только выдать, но и отозвать. Поэтому недостаточно один раз выполнить все требования, а потом их игнорировать. Давайте работать на совесть.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter