Какие технические новинки могут быть использованы для оплаты проезда

Поездка станет умной

В Минске думают, как усовершенствовать оплату проезда в общественном транспорте. Прорабатывают идею введения краткосрочных билетов на полчаса и час, которые позволят сделать неограниченное количество пересадок. Это раз. Собираются заменить киоски на билетные аппараты и дать возможность пополнять электронные проездные через ЕРИП. Это два. На днях на Минском транспортном форуме разработчики показали еще несколько простых решений, существенно облегчающих покупку билетов. В чем их преимущества?



Карту в руки

Насколько удобно оплачивать проезд обычной банковской карточкой, уже давно оценили пассажиры метрополитена. Только статистика: 10% платежей (то есть около 80 тысяч ежедневно) там нынче совершаются посредством пластика. Больше, чем в Москве! Минск, кстати, является третьим городом в мире после Лондона и Ванкувера, где такая возможность имеется на каждой станции подземки.


Технологию сейчас осваивают в электропоездах городских линий. Причем разработчики — IBA Group — подчеркивают: обновили систему и сбоев стало меньше. Тестируют подобную возможность и в минских трамваях маршрута № 6, связывающего микрорайоны Серебрянка и Зеленый Луг. Спрос большой. Следующий шаг — запуск оплаты проезда посредством банковской карты во всем наземном транспорте. Транспортники собираются сделать это уже в следующем году.

Впрочем, есть и альтернативы: смартфон, умные часы и другие устройства с поддержкой технологии NFC. Следующий возможный шаг — записанный на банковский пластик этакий виртуальный проездной. Разработчики считают, что предлагаемая технология позволит пассажирам, часто пользующимся общественным транспортом, платить за проезд меньше. Опыт Минска могут перенять и другие города. 

Не отключая смартфон

В Бресте же (и пока только там) популярностью пользуется другая технология. Проезд в автобусах и троллейбусах здесь можно оплатить через мобильное приложение. Скачиваем и устанавливаем — программа называется TIX.

— Привязываем к приложению свою банковскую карту, — показывает менеджер отдела маркетинга компании «Системные технологии» Полина Патеенок. — Находим на карте на смартфоне необходимый нам автобус или троллейбус. Чтобы не перепутали, около соответствующей метки будет обозначен государственный номер. Нажимаем «оплатить». Готово! Билет сохраняется в программе. Именно его нужно будет показать контролеру, который погасит его при помощи собственной специальной программы. Кстати, если пассажир из транспорта вышел и автобус уехал, система это увидит. А значит, воспользоваться таким билетом больше не удастся. Электронный билет никому не передашь.



Еще одно преимущество приложения: виртуальные талоны можно приобрести не только во время поездки, но и заранее. На базе этой программы, говорят разработчики, запросто можно реализовать еще один перспективный вариант оплаты проезда — по количеству остановок. Программа точно подсчитает, какое именно расстояние проехал пассажир.

КОМПЕТЕНТНО

Кирилл Синютич, эксперт по транспорту инициативы «Умный город»:

— Система оплаты проезда в Минске самая широкая. И это недостаток. Количество проездных билетов, вариаций оплаты таково, что пассажир просто не может разобраться, что для него выгодно, а что нет. Запутанную систему тарифов следовало бы упростить, прежде всего уйдя от разграничения проездных по видам транспорта, как это сделано во многих городах мира. Есть данные в пользу того, что подобный единый проездной стоил бы не дороже, чем нынешний проездной на два вида. А проиграли бы разве что те, кто покупает проездной только, скажем, на автобус или на троллейбус. Кстати, транспортники, насколько я знаю, принципиально не против отказаться от подобного разделения, но просят местную власть себя подстраховать: компенсировать потери от такого шага. Если они будут. Ведь цифра пока есть только гипотетическая. Оценить ситуацию можно только на практике. Гораздо удобнее — и в мире это тенденция — наличие временных билетов на 15 минут, на час, на полтора. Первый должен стоить чуть дешевле, чем нынешний талон. Второй — немного дороже… И так далее. Опять-таки, перевозчики считают, что они потеряют. Вместо трех билетов, мол, продадут один и, значит, меньше заработают. Не факт. Ведь пассажир, если пересаживается два раза или подъезжает одну-две остановки, чаще всего попросту не оплачивает проезд.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter