Нужны ли нам электромобили?

Подзарядился и поехал

Пока белорусы воспринимают электромобили как дорогую забаву, западные страны, особо не афишируя, ориентируют своих потребителей на эти не загрязняющие окружающую среду транспортные средства.


“Жена долго не соглашалась протестировать приобретенный мной автомобиль, но когда я, наконец-то, ее уломал, каталась почти час. А вернувшись, опустила боковое стекло и, не выходя из машины, заявила, что забирает ее у меня и чтобы я купил себе такую же”, — таким откровением поделился на интернет-форуме владелец электромобиля. По дорогам США уже бегают более 200 тысяч электроавто, хотя их доля в общей массе машин пока невелика — менее 0,1 процента. В то же время опрос, проведенный глобальной телекомпанией CNBC, показал, что потребители связывают будущее именно с этими транспортными средствами. На вопрос: “Как вы думаете, займут ли электромобили главное место на автомобильном рынке через 25 лет?” положительно ответило 72 процента опрошенных, а отрицательно — лишь 21 процент.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Для кого-то это может быть открытием, но электромобили — не сегодняшнее изобретение. Сто лет назад по дорогам бегало больше машин на электрической тяге, чем бензиновых. Существовали даже специальные пункты замены батарей.

Но потом приоритет был отдан автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, которые не требовали замены аккумуляторов и быстро заправлялись топливом.

Это надолго определило тенденции в автомобилестроении, а одновременно сформировало мощное нефтяное лобби, у представителей которого одно упоминание об электромобиле вызывало скрежет зубов.


Попытки перейти на электрическую тягу предпринимались неоднократно. Одна из последних — два десятка лет назад. Тогда сразу несколько автомобильных компаний — “Дженерал моторс”, “Ниссан”, “Хонда”, “Форд” и “Тойота” — выпустили для Калифорнии пробные партии электромобилей. Почти все они оказались удачными. Однако вскоре программа была свернута, а большая часть машин, которые не продавались, а сдавались в аренду, отозвали и уничтожили.

Но десять лет назад электромобили снова дали о себе знать. Никому до этого не известная компания “Тесла моторс” смогла начать серийный выпуск машин с запасом хода до 500 км! Одновременно была создана разветвленная сеть зарядных терминалов, которые к тому же снабжают владельцев электромобилей “Тесла” энергией совершенно бесплатно. В прессе описывался случай, как американец проехал на такой машине от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, а это почти 6 тысяч километров, совершенно бесплатно, хотя ему потребовалось 28 раз заряжать аккумулятор.

Оживились и другие производители, причем не только в таких традиционно “автомобильных” странах, как Германия, Япония и Франция, но и в Китае, Индии, ЮАР. Даже российский АвтоВАЗ разработал свою электроверсию “Лады”, назвав ее “Элладой”, и опытные водородные электромобили “Антэл”. К слову, и во времена СССР разрабатывали электромобили и гибридные автомобили. Однако эти технологии не были востребованы советской автомобильной промышленностью, но сегодня успешно применяются в странах СНГ такими предприятиями, как ЛиАЗ, “Белкоммунмаш”, БелАЗ и другими. А это шаг навстречу будущему электротранспорта. Кстати, в Москве вскоре начнут работать опытные образцы электрических автобусов ЛиАЗ.

О преимуществах электромобилей, конечно, лучше всего судить не по заявлениям производителей, а по отзывам потребителей. Вот один из них: “Мой “Ниссан Лиф” расходует электроэнергии в переводе на бензин 1,38 л на 100 км. Более того, я получаю энергию от солнечных батарей, расположенных на крыше моего дома, поэтому езжу на машине совершенно бесплатно”.

Все это, конечно, прекрасно, но какое отношение может иметь к нашей стране? На самом деле, непосредственное. Для нас сейчас благоприятное время, чтобы заняться этой темой. Через три года будет запущен первый блок Белорусской АЭС, через пять лет она заработает на полную мощность. В последние годы наша энергосистема уже не была дефицитной, а после ввода в строй ядерных реакторов избыток электроэнергии может достигнуть 50 процентов и придется думать, куда девать ее излишки. Хорошо, если их удастся экспортировать в другие страны, но здесь у нас уже намечаются конкуренты. Одновременно с Белорусской строится Балтийская АЭС в Калининградской области, ведется подготовка к сооружению двух таких энергетических объектов в Польше. К тому же препятствием к поставке за рубеж электричества может стать и энергетическая доктрина Евросоюза.

Возможно, стоило бы использовать электроэнергию для питания электромобилей внутри страны? Наряду с решением проблемы реализации излишков электроэнергии это помогло бы улучшить экологическую ситуацию. По мнению профессора Белорусского аграрно-технического университета Евгения Забелло, при увеличении мощности энергосистемы обострится проблема резкого снижения нагрузки в ночное время, а это отразится на эффективности электростанций и ТЭЦ. При достаточной массе электромобилей их зарядка ночью позволила бы решить эту проблему.

Перспектива развития у нас электротранспорта исследовалась Белорусским НИИ транспорта “Транстехника” в 2013 году. Заказчиком выступило Министерство транспорта и коммуникаций, поэтому в проведенном анализе акцент был сделан именно на электробусах, пояснил инженер Кирилл Юриков. По расчетам, пока стоимость эксплуатации такого транспорта, строительства инфраструктуры и т. п. на 25 процентов выше, чем эксплуатации автобуса с двигателем внутреннего сгорания (НДС и таможенные пошлины учтены не были). Однако развитие технологий не стоит на месте, и со временем начиная с 2020 года цена аккумуляторных батарей и запасных частей будет, несомненно, снижаться, что сделает данный вид транспорта конкурентоспособным за счет удешевления материалов для производства, но при условии окупаемости в течение четырех лет, говорят специалисты.

Впрочем, до появления электротранспорта на наших улицах нужно еще решить немало вопросов. Прежде всего обновить нормативную базу. Предусмотреть стимулирующие меры: таможенные льготы, минимальный тариф на электроэнергию и т. д. Развить сеть зарядных станций, которые для удешевления можно разместить на действующих АЗС. По подсчетам специалистов “Транстехники”, это потребует 150 миллионов долларов.

Но самое главное — у Беларуси есть шанс самой производить электромобили, ведь у нас нет нефтяного лобби, которое будет чинить препятствия. На первых порах можно было бы наладить совместное производство с производителями из Китая, в этой стране уже серийно производятся электромобили с достаточным запасом хода — 300 км, что вполне сравнимо с европейскими производителями.

В 2014 году в мире было продано около 320 тысяч электромобилей.

В России их сейчас около 500, включая подзаряжаемые гибриды, активно строится сеть электрозаправок.

В Литве в прошлом году было зарегистрировано 42 электромобиля.

Появление современного комплекса экспресс-зарядки увеличит спрос на “зеленые” автокары, полагают некоторые эксперты.

В Беларуси пока электрокары можно сосчитать на пальцах одной руки, тем не менее тоже начали появляться станции зарядки электромобилей, пионером здесь выступила группа компаний “А-100 АЗС”, не остался в стороне и концерн “Белнефтехим”. А в октябре прошлого года на выезде из Минска в логойском направлении на АЗС “А-100” открылась первая в стране станция экспресс-зарядки, позволяющая зарядить аккумулятор электрокара в среднем за 30 минут
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter