Подумай о секундах свысока

К  концу  года  в  Минске  появятся  первые  в  Беларуси  «интеллектуальные» остановки  и  вызывные  пешеходные  табло

К  концу  года  в  Минске  появятся  первые  в  Беларуси  «интеллектуальные» остановки  и  вызывные  пешеходные  табло

Помните, как все удивились, когда возле столичного Главпочтамта установили светофор с обратным отсчетом? Он считает – вы идете. Необычно. С тех пор прошел почти год, новинка прижилась на центральном проспекте и, главное, понравилась. Настолько, что в июне этого года на пересечении улицы Городской Вал с проспектом Независимости установили автомобильный аналог. Его тестирование будет длиться не менее шести месяцев, с пешеходными же светофорами-считалками городские власти, похоже, уже определились. В два ближайших месяца ими оборудуют все перекрестки столичного проспекта Независимости. А что же остальные областные центры? 

— Витебск, Брест, Гродно и Могилев больше двух месяцев назад заказали по одному образцу и сейчас тестируют их на самых оживленных улицах. Впрочем, опыт Минска уже показал их очевидные преимущества перед обычными светофорами. «Самообучаемость» системы и совместимость со всеми видами контроллеров. Плоский корпус, на который зимой не налипает снег, большой размер цифр и сам по себе отсчет. Приятнее всего, что это – стопроцентно отечественная разработка, — не скрывает гордости Евгений Пустовойт, начальник конструкторского отдела конструкторского бюро специальной техники БГУ. – За год эксплуатации – ни единого сбоя. 

Проблемы, правда, возникали в самом начале, на этапе согласования. Оказалось, в стандартах Беларуси такой тип светофора вообще не значится. Чтобы установить пилотный образец тогда еще на проспекте Скорины, пришлось даже получать специальное разрешение у главы республиканской ГАИ. К слову, госавтоинспекции Алма-Аты, Череповца и Петербурга, где сейчас проходят испытания «считалки», высоко оценили и их дизайн, и рабочие характеристики. Что дальше? 

Дальше – ожидаемые заказы и работа над двумя принципиально новыми проектами. Идея принадлежит петербургским конструкторам, наши – техническая поддержка и реализация. Суть первого проекта – в создании бескнопочного вызывного табло. Пешеходу больше не придется стоять в оживленной части города и дожидаться, когда же загорится зеленый свет. Инфракрасный детектор монитора сам «заметит» его и передаст сигнал светофору – путь свободен. «Интеллектуальные» остановки и система приоритетного пропуска должны и вовсе перевернуть наши представления о работе общественного транспорта. 

— На первых установят экраны, где с точностью до секунды будет отображаться время прибытия следующего автобуса, троллейбуса или трамвая нужного вам маршрута, — раскрывает для «Р» секреты Владимир Карпилович, директор конструкторского бюро специальной техники БГУ. — Приоритетный же пропуск – своеобразный светофорный карт-бланш для коммунальных машин больших городов. Информация о скорости движения конкретной машины передается вперед по линии, и светофоры попросту подстраиваются под нее, создавая известный минским водителям эффект «зеленой волны». 

Если все пойдет, как задумано, первые образцы пешеходных табло и «умных» остановок появятся в столичном микрорайоне Сухарево в конце 2006 года. Уже точно известно, что к концу декабря на улицах Шаранговича и Одинцова (возле НПО «Центр» и универсама «Гродно») пропишутся два первых бесконтактных табло и более десятка пешеходных светофоров нового образца. От 4 до 6 «считалок» установят и на улице Лобанка. Так что увидите – не пугайтесь: это не эксперимент. О нашей с вами безопасности заботятся.    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter