«Подснежники» за рулем

С приключениями добирался до дачного участка в минувшие выходные. Многие стремились за город, в том числе и в Молодечненском направлении.

Выезжаю на кольцевую дорогу около торгового комплекса «Аквабел» — и вдруг по полосе, где одностороннее движение, навстречу несется навороченный джип. Молодой водитель-девушка, нарушая все правила, ехала по известному только ей маршруту. Непонятно, как она вырулила на оживленную трассу, где стоят четкие указатели. Но аварийную обстановку создала точно.

Около Заславля на обгон пошел «Мерседес», но не рассчитал скорости и съехал в кювет. Вот вам и весенние «подснежники», как называют неопытных водителей или тех, кто садится за руль после продолжительного зимнего перерыва...

По данным Министерства транспорта, подготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств в Беларуси ведут более 500 автошкол. Самая большая доля находится в ведении Министерства образования. Еще один крупный игрок — ДОСААФ. Среди других причастных ведомств — Минсельхозпрод, Минтранс. Почти треть автошкол имеют негосударственную форму собственности. Так что рынок услуг по обучению вождению является достаточно сложившимся.

Но, к сожалению, водителей готовят не для участия в дорожном движении, а натаскивают для сдачи экзаменов в ГАИ. Система направлена не на то, чтобы выявить людей, готовых сесть за руль, а на то, чтобы определить тех, кому можно дать права, чтобы они потом учились ездить. Формы и методы подготовки во многом устарели. Сразу вспомнился «рекордсмен» из Гродно, который сдал на права с 73 раза!

При возросшей интенсивности на наших трассах 40 часов практики, из которых только восемь отведено на вождение по городским дорогам, не позволяют будущим водителям получить достаточные навыки. Вследствие этого наибольшее количество ДТП совершается людьми со стажем управления до одного года. Нет и системы медицинского отбора при подготовке водителей. А ведь далеко не каждому дана такая возможность от природы.

В Беларуси все собираются усовершенствовать систему подготовки, но, похоже, изменений никто не заметит. Есть все основания предполагать, что автошколам предложат сделать просто-напросто очередной косметический ремонт, оставив неизменными несущие конструкции.

А почему бы нам не позаимствовать опыт Германии, в которой мне неоднократно довелось бывать. Здесь хорошо работает накопительная балльная система. Каждое нарушение правил прибавляет водителю баллы. Когда набрал определенное количество штрафных очков, удостоверение изымается и водителя отправляют на повышение квалификации. То есть фактически нужно заново учиться. Только тогда тебе полиция вернет права. Это действует и психологически, и финансово, так как весьма недешево.

Кстати, за прошлый год в республике подготовлено и прошло переподготовку около 180 тысяч водителей. И именно к уровню вождения таких новобранцев основная масса претензий. Время, когда в автошколы выстраивались очереди, давно прошло. Сегодня уже они заманивают клиентов скидками, бонусами, возможностью оплатить учебу поэтапно или в кредит. И «подснежники» расцветают уже в учебных классах.

Александр ШЕВКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter