Подранки

Кинокритик Людмила Саенкова о военной памяти Андрея Тарковского

Помню, что в детстве одной из самых читаемых книг была «Никогда не забудем» — сборник рассказов о детях войны и о детях на войне. Почти каждый вечер рука тянулась именно к этой твердой, не самой красочной обложке, где каждый рассказ поражал детское воображение невероятным мужеством юных защитников. То были истории детей–сверстников. Тогда трудно было сопоставить свое мирное детство и то, другое, которое вынуждено было оборваться войной да так и остаться там навсегда. Из памяти не выходят воспоминания мамы, которая в своем военном детстве пережила и перечувствовала многое: как расстреливали под высоким обрывом наших солдат, как они, мертвые и полуживые, падали в речку Басю, превращая ее прозрачные воды в алые, как пухли и умирали от голода, как горели дома. Трудно представить, что хрупкая психика ребенка может вообще вынести такое. Дети той войны так навсегда и остались подранками. О них мало написано, мало снято, мало рассказано.


В кино первым фильмом на эту тему, действительно потрясшим мир, была картина Андрея Тарковского «Иваново детство» — в этом году ей исполняется 55 лет. У этого режиссера, чье детство совпало с войной, было моральное право именно на эту постановку. Он сказал свое слово от имени того поколения, на долю которого выпали несопоставимые с возрастом страдания и лишения. Дебютный полнометражный фильм 29–летнего режиссера сразу завоевал «Золотого льва святого Марка» на Венецианском фестивале, принес всемирную известность молодому автору и славу советскому кино. О нем восторженно писали все зарубежные издания, знаменитый философ Жан–Поль Сартр сразу усмотрел в этом фильме настоящую экзистенциальную драму, свидетельствующую о сломе в сознании маленького человека, переживающего типичную пограничную ситуацию на последнем рубеже между жизнью и смертью.

Главный герой «Иванова детства» — ребенок, решивший отомстить врагам за убитых родных. В подростке Иване угадываются черты не ко времени повзрослевшего человека, узнавшего смерть, суровые будни войны, но не успевшего напитаться любовью близких. Но это был фильм не о поруганном детстве и не о подвиге юного героя. Он был очень неожиданным в контексте времени начала 1960–х. Это было авторское, насыщенное образными метафорами высказывание о душевном надломе, о ненормальности и непредсказуемости той ситуации, когда ребенок начинает жить в чудовищной для его сознания и психики ситуации. Иван цепляется за спасительную память детства, как утопающий хватается за любую твердь ради того, чтобы выжить. Эта память озарена солнцем, насыщена запахом свежих яблок, напоена мягким дождем, там жива мама, которая рассказывает о том, что в самом глубоком колодце даже днем можно увидеть звезды. Андрей Тарковский специально ввел в свое произведение кадры снов Ивана, которых не было в литературной основе — рассказе Владимира Богомолова «Иван». И хотя писатель добивался прекращения съемок и полной консервации проекта, начинающий режиссер не уступил — и оказался прав.


Иван погибает, не вернувшись с задания. Но фильм не о гибели. Сны Ивана — это возвращение к жизни. Насыщенные символическими образами воды, яблок, солнца, птиц, животных, они передают идею текучести времени и бесконечности жизни. Жизнь не заканчивается с физической смертью человека, она вечна, пока есть свет, природа, весь сущий мир. Не случайно в том воспоминании Ивана, где он слушает кукушку в весеннем лесу, весь его образ поражает сходством с отроком на известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». И то же, что известный художник сказал о своем «Отроке», можно сказать и об Иване, и об авторе «Иванова детства»: «Пока он еще будет что–то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

lpsm3163@mail.ru

Фото  kinopoisk.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Дмитрий, 32, Минск
"Иваново детство" - не понимаю, как в 1962  году был снят такой мудрый фильм о войне 29-летним режиссером...Как передан ужас войны глазами подростка, характер победивших людей...Гениально правдиво!
Дмитрий, 32, Минск
"Иваново детство" - не понимаю, как в 1962  году был снят такой мудрый фильм о войне 29-летним режиссером...Как передан ужас войны глазами подростка, характер победивших людей...Гениально правдиво!
Федор, 51, Минск
Как всегда.....отличная статья от Людмилы Петровны.  
Оксана, 50, Лида
Статья замечательная, как и все, что пишет автор.Конечно, нашим современным детям сложно понять судьбы детей войны. Но на то и Тарковский,, так понять и воплотить в фильме душу ребенка. Гений, есть гений!
Виктория, 39, Минск
Восхищает глубина мысли автора!
Владимир, 50, Минск
Спасибо за статью! Хотелось , чтоб на экранах боло больше таких фильмов, которые могут "растопить" наши сердца!
Галина, 56, Минск
Спасибо автору за то, что обратил наше внимание на гениальную картину Тарковского, за глубокий анализ и яркие параллели. Тот, кто еще не видел картины, наверняка захочет ее посмотреть, прочитав эту статью. И не пожалеет. Людмила представила свое восприятие картины, стараясь при этом оставаться беспристрастным критиком. Но сквозь эту пелену беспристрастности очень чувствуется неравнодушное отношение, поскольку вряд ли найдется человек,  которого фильм может оставить равнодушным.
Дмитрий, 70, Минск
Проникновенная статья о детях войны.  И  Вы правы, что  не так много написано и снято фильмов о подранках, но все фильмы, снятые в 60-е годы, трогательно глубокие. Фильм  Н. Губенко, "Подранки", "Иван Макарыч" И. Добролюбова и, конечно, "Иваново детство"  - шедевральный  дебют  Тарковского и Богомолова. Пройдя все ужасы войны,  Иван и все герои не сломались,не ожесточились, а сохранили человеческое достоинство. А какие великолепные фильмы о войне "Баллада о солдате" Чухрая, "Зося" М. Богина и того же Богомолова, "Был месяц май" Хуциева и фильмы Л. Быкова.
Леонид_Н, 65, Минск
Рецензия Л.Саенковой - чудесная. Но подробно комментировать такую тему тяжело.  Тема судьбы детей в войну - это  страшная тема.  Л. Саенкова . вспомнила книгу "Никогда не забудем". Я в детстве увидел эту книгу и бегло прочел. Читать подробно не смог. Было страшно. Но помню, что и другие дети из нашего класса читали эту книгу и у них книга вызвала спокойный интерес и даже плохо скрываемое  злорадство. Наверно их родители были в оккупации и относились ко всему иначе. Может быть этим родителям что-нибудь досталось из имущества жертв?  Книга забылась. как дурной сон. Её потом нигде не вспоминали. Я думал - о ней все забыли.  И думал. что это хорошо. Лучше об этом забыть. Но хорошо, что помнят. Хорошо, что Л.Саенкова вспомнила об этой книге. Молодец.
Юрий, 63, Нью Джерси
Людмила Петровна  - Вы как всегда на высоте...спасибо за Вашу работу... С удовольствием читаю Ваши статьи и жду с нетерпением  - новых...
Queen, 56, Минск
Замечательный фильм и не менее замечательная статья! Такой бережный духовный светлый комментарий и такое уникальное умение в этой тьме и трагедии выделить главное, оптимистичное и жизнеутверждающее присуще, мне кажется, немногим. Это я о госпоже Саенковой. Спасибо автору литературного произедения, режиссеру за уникальное воплощение на экране и такой трепетный глубокий комментарий Саенковой Л.П.!
Геннадий, 40, Минск
Рецензия Людмилы Петровны о картине Андрея Тарковского "Иваново детство" очень глубокая, профессиональная, душевная! Огромное спасибо за то, что Вы открыли творчество Тарковского тем, кто любит смотреть только Голливуд!  
Леонид_Н, 65, Минск
Рецензию уважаемой Л.Саенковой как всегда можно считать не просто рецензией, а литературным шедевром, настолько тонко, от всей души,  показана гуманистическая суть фильмов Андрея Тарковского. Думаю, однако, что кто раньше увлекался только Голливудом (Геннадий, Минск), тот  на фильмы Тарковского не перейдет. Но это не беда. Беда в другом. Раньше на эти фильмы смотрели косо, потому что в них было мало державности, а теперь люди отмахнутся от этих фильмов, потому что в них много державности. Так бывает часто. Ведь многих умеренных революционеров раньше аысмеивали, за то, что они были умеренными, а теперь высмеивают, за то, что они были революционерами.
Кирилл, 45, Гродно
Леонид, это называется толерантность, противоречащая элементарной правде... Вспомните последнюю "Великолепную семерку" с афроамериканцем Дензелом Вашингтоном в главной роли. По Голливуду получается, что коренными жителями Америки все же были не индейцы,  а африканские, которые не были рабами белых людей...Скоро в их кино и все первые президенты США будут африканцами...
Дмитрий, Минск
Очень хорошая статья. Спасибо, Вам
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?