ПодОПЫТНЫЙ школьник

Нужна ли системе образования очередная реформа

Нужна ли системе образования очередная реформа?
Очередная новость всколыхнула мир образования: у выпускников 9-х и 11-х классов может появиться совершенно новый, независимый, экзамен. На основе ЦТ, но с этапом собеседования. Проверять знания поручат комиссии из учителей других школ. Возможность проведения такого испытания сейчас рассматривается в Министерстве образования. Если все нюансы будут согласованы, то первый Национальный экзамен для девятиклассников пройдет в 2020 году, для 11-х классов – в 2022-м. То есть время на подготовку еще есть, но возникает логичный вопрос: нужна ли школе очередная реформа?

В новом подходе, конечно, есть плюсы. По крайней мере, так можно получить более четкую картину о знаниях выпускника. Нынешнее тестирование критиковали не раз – мол, все превращается в зазубривание основных дат, понятий и терминов. Если же в экзамене появятся устные вопросы, уверены специалисты, то тогда все встанет на свои места.

Но, получается, мы возвращаемся к тому, от чего когда-то отказались. Был устный экзамен, был письменный. Одним они нравились, другим – нет. Среди главных недостатков — тот факт, что при таких испытаниях не был исключен человеческий фактор.  На смену пришло тестирование. Тоже для кого-то не самый совершенный способ оценки знаний. Но к нему привыкли и учителя, и школьники. Выработана система обучения, которая приносит свои плоды. Становиться больше «стобалльников»: 330 в этом году против 277 в 2015-м. И тут вновь перемены…

Теперь школьнику (если их в итоге утвердят новые правила) придется сдать и тест, и устный экзамен. Два в одном. Опять уйдет немало времени на «обкатку» нормы, разработку положений. А все ради чего? Так ли важна в принципе форма экзамена?

Наши родители не стали хуже от того, что сдавали письменный или устный экзамен. Им не помешало это отучиться в вузе или среднем учебном заведении, найти работу, обзавестись семьями. Мое поколение едва ли чувствует себя ущемленным из-за того, что знания проверялись уже при помощи тестирования. Поверьте, наш словарный запас не состоит исключительно из цифр и терминов, которые мы учили для сдачи ЦТ! Так, может, не стоит в очередной раз ставить эксперименты над школярами и абитуриентами? Ведь в попытках что-то усовершенствовать, мы опять говорим о форме, а не о содержании.  

Согласитесь, слишком много реформ выпадает на образование. Каждый  год не обходится без новшеств. В итоге программы становятся все жестче, экзамены серьезнее, учебники мудренее, подходы к обучению запутаннее… Пожалуй, многие в своей школьной жизни сталкивались с различными реформами. И не все в итоге доказали свою эффективность.

 Я, например, в старших классах протестировала  мультипрофильное обучение. Мне и одноклассникам разрешили  выбрать, сколько часов отвести на тот или иной предмет. Так в моем недельном расписании появилось пять часов белорусского языка, столько же — истории, математики. Остальных предметов – по минимуму. Меня, конечно, по большей части это радовало. Но в школе приходилось проводить чуть ли не весь день. Ведь подстроиться под каждого ученика оказалось делом проблематичным. Расписание выходило весьма щербатым: после первого урока, к примеру, «форточка» на 45 минут, после второго – опять «форточка»… После нашего выпуска такой эксперимент был закончен. 

На долю моего младшего брата выпало другое испытание. Когда ему пришло время отправляться в школу, внедрили так называемые нулевые классы. Дети прошли сразу годичный подготовительный этап и только потом стали первоклассниками. Затем была доказана нецелесообразность такого решения, и учеников просто «перекинули» через один класс — из четвертого брат сразу махнул в шестой. 

Конечно, что было, то прошло. Но хочется, чтобы из таких вот ситуаций делались выводы.  Если принимается какое-то решение, то пусть будет и безоговорочное обоснование его необходимости, и четкий план действий. Чтобы не получилось так: будет проделана большая работа для внедрения нового экзамена, а через пару лет мы опять заговорим о его неэффективности.  

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Георгий
Действительно, а стоит ли усложнять отлаженную систему отбора абитуриентов. Она полностью защищена от протекции, то есть отвечает принципу справедливости. Да и отсутствуют сколько нибудь убедительные доводы дополнение ее новыми процедурами. Устный экзамен или собеседование это всегда стресс для абитуриента, который минимален при тестировании.
vn
1. За такую новость наше Министерство образования можно переименовать в Министерство ВРЕДНОГО образования (помните, оно называлось НАРОДНЫМ!).
2. Никакие экзамены, даже Национальные, никакие независимые комиссии не добавят нашим школьникам знаний, а оставшееся здоровье отнимут.
3. Качество знаний будет нормальным, если будут учить нормальные, высокооплачиваемые учителя, а школами руководить директора - кандидаты педагогических наук (как раз в 2020-22-м году появятся первые).
4. Наше ЦТ полностью избавило страну от коррупции при поступлении в университеты. Только неосведомленный и необъективный человек считает, что высокие баллы на ЦТ получают зубрилки и гадалки. Всякие собеседования и новые устные испытания - это не шаг назад, а три шага назад!
5. За положительным примером далеко ходить не надо и велосипед открывать не надо - рядом Россия и ЕГ!  Все испытания в ОДНОМ! Великолепно! Творческие и спортивные экзамены не в счёт. Хотите дальше посмотреть - Финляндия и другие высокоразвитые страны.
6. Человеческий фактор нужен при подготовке руководителей всех уровней, учителей для всех учебных заведений, программ и учебников, при разработке методик и технологий, при организации ОБУЧЕНИЯ!!! и ВОСПИТАНИЯ!!!
7. Не бойтесь реформ, бойтесь тех, кто их боится...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?