Подоходный налог: за что и сколько

Недавно депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц». Учитывая, что этот документ касается практически всех нас, корреспондент «Р» Николай ЖУЧКО попросил заместителя Постоянной комиссии по бюджету, финансам, налоговой политике Виктора Марахина прокомментировать основные его положения.
— Чем была вызвана необходимость корректировки уже действующего закона? — Последний раз изменения и дополнения в Закон «О подоходном налоге с физических лиц» вносились три года назад. За это время многое в нашей жизни изменилось. Так, вместо минимальной заработной платы стал применяться такой показатель, как базовая величина. Кроме того, действующая редакция «налогового» закона потребовала приведения его в соответствие с Общей частью Налогового кодекса и принятыми в течение последнего периода решениями Президента, регулирующими вопросы налогообложения физических лиц. Причем основные категории и принципы в данном законопроекте унифицируются с аналогичными нормами налогового законодательства Российской Федерации. — Какие наиболее существенные изменения можно отметить в новой редакции? — Во-первых, изменяются принципы определения плательщиков подоходного налога. Сейчас эта категория устанавливается в зависимости от гражданства физического лица. То есть белорусские граждане уплачивают подоходный налог со всего объема доходов, полученных на территории Беларуси и за ее пределами, независимо от срока их нахождения на территории республики в календарном году. Новой редакцией закона предусматривается при определении состава плательщиков использовать применяемый в мировой практике принцип резиденства. Это значит, что плательщиками налога будут являться те физические лица, которые находились на территории республики более 183 дней в календарном году. Они уплатят налог как от источников здесь, в Беларуси, так и за ее пределами. Физические же лица, которые находились на территории республики менее 183 дней, налоговыми резидентами не признаются. Для них предусмотрена уплата налога только по доходам от источников в Беларуси. Во-вторых, законопроект четко определяет виды доходов от источников в нашей стране и полученные за ее пределами. В-третьих, вся совокупность налоговых освобождений по аналогии с Российской Федерацией разделена на льготируемые доходы, то есть не подлежащие налогообложению, и налоговые вычеты. Ими являются суммы, уменьшающие налогооблагаемую базу. И, наконец, значительно упрощается порядок отчетности по доходам, полученным за пределами республики. — Почему была сохранена пятиуровневая шкала ставок подоходного налога? Насколько мне известно, предлагалась двухуровневая. — Да, было предложение ввести двухуровневую шкалу, но результаты проведенного специалистами анализа показали, что целесообразнее в сложившихся экономических условиях сохранить действующую прогрессивную шкалу и методику расчета подоходного налога. Это позволит, во-первых, избежать негативного влияния на доходную часть бюджета. Во-вторых, не допустит переноса налогового груза с лиц, получающих высокие доходы на граждан с невысоким материальным достатком. Напомню, что пятиуровневая шкала охватывает размер подоходной ставки от 9 до 30 процентов. Причем основная часть населения платит налог в среднем в размере 9,3—9,7 процента. А введение, например, двухуровневой шкалы дифференцированных ставок налога в пределах 10 и 15 процентов или установление по аналогии с Россией единой ставки в размере 13 процентов привело бы к увеличению налогового бремени на малообеспеченные слои населения. — А как будет с тем, кто, помимо своей основной работы, еще имеет приработок на стороне? Меняется ли здесь что-либо? — В отношении лиц, получающих доходы не только по основной работе в виде вознаграждений, или полученных в качестве дивидендов, законопроектом сохраняются действующие ставки. Как и сейчас, перечисленные доходы не будут включаться в совокупный годовой доход и не подлежат декларированию. Попутно замечу, законопроектом существенно сокращается сфера декларирования доходов. Под нее подпадут только те, которые действительно нуждаются в соответствующем налоговом контроле. К примеру, полученные от предпринимательской деятельности. — Виктор Иванович, законопроект, как известно, пока принят в первом чтении. Не изменятся ли в нем существенно какие-либо положения при подготовке ко второму рассмотрению в Овальном зале? — Прежде чем выносить законопроект на обсуждение в Овальный зал, он более десяти раз рассматривался на заседаниях Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике. С участием многих депутатов, представителей заинтересованных министерств и ведомств. Направлялся также на рассмотрение в другие комиссии. Поступило в целом более сотни предложений и замечаний. Но каких-либо концептуальных правок во время его рассмотрения в Овальном зале со стороны депутатов не поступило.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter