Подноготная красивого обмана

Любопытная история всплыла во время недавнего приема граждан Председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном в Мозыре...

Любопытная история всплыла во время недавнего приема граждан Председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном в Мозыре. Две дамы, жутко смущаясь (до их ли мелкой проблемы большому начальнику?), рассказали, что фактически самостоятельно (и без особого успеха) занимаются поимкой так называемого предпринимателя, который только в Мозыре обманул по меньшей мере 17 человек. Деньги берет, заказы не выполняет. Обращались в милицию, но там объяснили: «Нет состава преступления». А чтобы «состав» появился, надо как минимум «опросить» предпринимателя. А чтобы опросить — надо изловить. А чтобы ловить — желателен «состав преступления». Замкнутый круг!


На той встрече Председатель КГК даже извинился перед посетительницами за некоторые «кадры» (пока не уточняя, впрочем, их должности). Обещал разобраться в истоках «правового казуса». Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки. И все же... Если бы не вмешательство госконтроля, «мозырский прецедент» мог и дальше годами пребывать в безвестности, оставаясь внутренней проблемой постепенно растущей группы обманутых...


Старая схема


Схема старая, примитивная и, похоже, беспроигрышная. Калинковичский предприниматель Виталий Борисенко предлагал услуги по установке окон и изготовлению мебели. Возможно, не только. Брал аванс (или полную стоимость). Собственно, все.


Вообще–то на заре своей деятельности Борисенко действительно пытался что–то мастерить и конструировать. Но потом бросил, ограничившись сбором авансов и «прокруткой» чужих денег. Если кому–то удавалось отловить умельца или дозвониться — кормил «завтраками», рассказывал о личных проблемах и вообще старательно терялся в пространстве. Особо настырным что–то мучительно возвращал — из денег за новые заказы. Иными словами, новые клиенты рассчитывались со старыми.


Теперь люди теряются в догадках:


— Ну одного обманул, к другому недобросовестно отнесся — разве не должны его сразу лишить лицензии или как там это называется? Но не десятки же случаев!


Должны. В качестве индивидуального предпринимателя Борисенко зарегистрирован Калинковичским райисполкомом 22 мая 2009 года. Обращение исполкома в прокуратуру о «ликвидации» ИП датируется 23 ноября 2011–го. К этому времени он набрал сколько мог и сбежал. Почему не был вовремя остановлен — вопрос открытый.


Список Грубовой


17 потерпевших — это те, кого удалось отыскать пенсионерке Тамаре Грубовой. Как искала? Пошла в районную газету: мол, надо же поскорее написать статью! Если не деньги вернуть, так хоть других предупредить! Тамошние журналисты темой не вдохновились. Не желая надоедать, Тамара Ивановна дала в эту же газету платное объявление: имевшие дело с Борисенко, отзовитесь. Звонки посыпались сразу.


Ипэшник действовал по обстоятельствам, импровизировал. К примеру, на Тамару Колоцей весной оформил банковский кредит в счет будущего шкафа–купе. Шкафа пока нет. Зато случайно выяснилось, что в угаре буйной организационной деятельности Борисенко зачем–то застраховал жизнь клиентки. Этот маневр пока остается для нее загадкой. А кредит она аккуратно выплачивает.


Для самой Грубовой опыт общения с этим персонажем начался в июле с объявления в рекламной газете: «Окна и двери из ПВХ и алюминия за 7 дней». Вспоминает, что мухлевать начал с ходу:


— Пока высчитывал что–то, дал мне договор, дескать, почитайте пока. Вроде все нормально: за 7 дней обязуется выполнить заказ. Как до подписания дошло, присмотрелась — уже 60 дней. Другой бланк подсунул, фокусник! Ну да ладно... Но он ни через 7 дней, ни через 60 не появился. Унес больше двух миллионов.


Досье пенсионерки — два исписанных от руки клетчатых листка: координаты потерпевших, какие услуги и при каких обстоятельствах заказали, сколько денег отдали. Суммы — где 4, а где и 7 миллионов. Почему платили? Люди объясняют, что поводов для недоверия не было. Считали: раз ИП зарегистрирован в исполкоме (даже номер свидетельства какой–то виднеется) — значит, подвоха нет.


Кстати, на договоре, который Борисенко оставлял на память вместо денег, все чин чином. Есть мозырский адрес. Туда и потянулись ходоки в поисках своих шкафов–купе, окон и балконных рам. Были удивлены, упершись в банковский пункт. Работающая там девушка сначала тоже была немало заинтригована таким паломничеством. Со временем, наслушавшись довольно однообразных историй о стеклопакетах и мебели, привыкла. Стала отправлять к Грубовой, пополняя ее досье.


Все в суд


Пытаясь сориентироваться в новой для себя ситуации, люди растерянно мыкались между налоговой службой, исполкомами разных уровней, милицией. Некоторые махнули рукой, решив, что толку все равно не добьются.


В Мозырском РОВД опросили всех, кого удалось найти Грубовой, а также нескольких мозырян, обратившихся самостоятельно. 14 ноября пришли к выводу: оснований для возбуждения уголовного дела нет.


Далекие от процессуальных тонкостей граждане были поражены: сбежал с деньгами — и это не уголовщина? (Замечу, впоследствии районная прокуратура постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменила, указав на необходимость дополнительной проверки.)


В милицейских материалах значится: «...Возникла необходимость в отобрании объяснений у ИП Борисенко. Однако при неоднократных посещениях его квартиры он постоянно отсутствовал». Со стороны человека, которого разыскивают полгорода, это, безусловно, большое коварство и дерзкий ход. Проблема в том, что официально никто не признавал действия Борисенко мошенничеством. По умолчанию считалось, что он изо всех сил пытался оказать услугу, но не получилось. И так 17 раз. (Вообще–то гораздо больше, об этом ниже.)


Как бы то ни было, все рекомендации сводились к одному: в суд.


— А действительно, почему не обращались? — интересуюсь у Грубовой.


— Как же, не обращались! Бесполезно. Что с него взять? Поди и имущества никакого нету...


И все же. Нахожу мозырянку Дину Кособуцкую. Она как раз вдоволь «насладилась» судебным вариантом. Ей Борисенко даже изготовил (хоть и с недоделками) какую–то мебель. Втершись в доверие, взял больше 7 миллионов в счет следующего заказа. По сей день «абонент временно недоступен». Прошло три судебных заседания (ответчик не являлся), заплачена пошлина, потеряна масса времени и нервов, вынесено решение в пользу Кособуцкой. Денег как не было, так и нет.


— Видели мы его как–то в Калинковичах в начале сентября, пьяненького, — в ее голосе большого энтузиазма незаметно. — Побледнел, божился, что приедет с заработков из России, все вернет. После этого пропал, конечно. Да я понимаю, он не только мне должен...


Начальник Мозырского РОВД Петр Зыкун заверил:


— Ищем. Есть сведения, где он находится...


Далее — везде?


Возможно, вопросы к калинковичскому предпринимателю имеются не только у мозырян? От Мозыря до Калинковичей минут 15 на автобусе. Так и есть: на родине героя его репутация давно не является тайной. Объегорил многих.


— Да человек сорок таких! — начальник районного отдела по борьбе с экономическими преступлениями Александр Штатнов знает «бизнесмена» как облупленного. — Еще в прошлом году я собрал материалы, свидетельствующие, что Борисенко брал деньги, заведомо зная, что не сможет рассчитаться. Его рассказы о том, что подвела какая–то минская фирма, при проверке не подтвердились. Я считаю, все признаки мошенничества налицо! Но в возбуждении дела мне было отказано на том основании, что он «пытался» кому–то частично возмещать ущерб...


В результате вопрос так и остался в сфере «гражданских» отношений, не перейдя в разряд уголовных. Остановить Борисенко могли еще тогда. Он же, обработав одну «грядочку», пока не начали бить, перебрался на следующую. Где еще отметился — остается гадать. Не исключено, что эта публикация поможет найти и других его клиентов.


Более того, похожие «клубы по интересам» могут создать не только последователи Борисенко. Насколько мне известно, по этой схеме дурят голову людям не только на Гомельщине.


Что до Борисенко, то он, по имеющимся сведениям, «зарабатывает» сейчас в России. Чем занимается, неизвестно, но россиянам стоит поостеречься.


* * *


В идеале должны же были сработать некие защитные механизмы. Единые базы данных, сетевой обмен сведениями между соседними районами — штука, конечно, непостижимая, слишком высокотехнологичная для иных наших органов. Но случись такой обмен — меньше было бы обманутых...


Комментарий


Начальник отдела предпринимательства комитета экономики Гомельского облисполкома Марина Кривунь:


— Борисенко никогда не отказывался от того, что должен исполнять обязательства по договору. Он просто их не исполнял, объясняя это «объективными» обстоятельствами. Это и не позволяло возбудить уголовное дело. Почему государственные органы не прекратили его деятельность? Предприниматель не был признан банкротом, а слишком частые проверки мы проводить не имеем права. Законодательством четко определены случаи прекращения деятельности субъекта хозяйствования — это либо решение самого собственника, либо решение суда. В настоящее время Калинковичским райисполкомом материалы направлены в прокуратуру. По ее предписанию 13 декабря в хозяйственном суде должно было начаться слушание дела о прекращении деятельности ИП Борисенко. Однако ответчик в суд не явился. Новое заседание назначено на 28 декабря, причем решение может быть принято и в отсутствие Борисенко.


P. S. Когда готовился материал, состоялся процессуальный прорыв, который должен был случиться давно: 6 декабря в отношении Виталия Борисенко возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Теоретически теперь есть основания для задержания. Осталось найти его и решить процедурные вопросы с российской милицией. Не уверен, что его клиентам здорово полегчает. Но, по крайней мере, их число перестанет расти.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter