Подготовь себе равного

Что нужно сделать, чтобы в учителя шли люди по призванию?

Не стоит кого-то убеждать в том, что врач, не пропускающий боль пациента через свое сердце, учитель, не любящий детей, продавец, свысока смотрящий на человека по другую сторону прилавка, никогда не смогут стать настоящими профессионалами.

А поскольку такие специалисты нет-нет да и встречаются в нашей жизни, «диагноз» в большинстве случаев безошибочен: в школе, где эти люди в свое время учились, не смогли помочь им в правильном выборе будущей профессии. В ответе за эти промахи наряду с родителями и учителя.

В связи с этим мысль Президента страны об усилении профориентационной работы и тщательном отборе кандидатов на поступление в вузы, озвученная на недавнем совещании, весьма злободневна. Не секрет, сегодня в головах многих пап и мам школьников есть устойчивое убеждение: раз сын или дочь соседа учится в университете, то чем мое чадо хуже — ему дорога только в вуз. О такой нерадостной тенденции озабоченно говорят руководители промышленных предприятий, строительных организаций и других сфер народнохозяйственного комплекса, столкнувшиеся с проблемой нехватки подготовленных кадров массовых профессий. И хотя в минувшем году планы набора в 37 учреждениях профтехобразования Гомельщины были обеспечены, эта тема, считают власти, требует серьезной проработки на местах.

Решению этой проблемы в области призван помочь межведомственный координационный совет по профориентационному самоопределению и тестированию учащихся. Главная его задача — помощь педагогам школ в постановке грамотной профориентации, выработке ее общего алгоритма во всей партнерской сети «школа — учреждение профтехобразования — ссуз — вуз — предприятие». Первые практические шаги сделаны: создан информационный сайт, образована группа из шести подготовленных профориентологов, способных оказать педагогам, ученикам и их родителям квалифицированную консультативную помощь.

По убеждению руководителей педагогической отрасли, продуктивной в деле профориентирования оказалась практика проведения видеоселекторных совещаний с использованием студий облисполкома и районных исполнительных комитетов. Уже в марте, к примеру, посредством такого «видеомоста» выпускники школ и их родители смогут в режиме онлайн пообщаться с руководителями вузов и ссузов области, задать все интересующие их вопросы, связанные с будущим поступлением и выбором специальности.

Тезис руководителя государства о том, что учителя являются главной опорой власти на местах, недвусмысленно говорит о большом доверии к педагогам. Что же необходимо, чтобы учитель полностью соответствовал своему высокому предназначению в обществе, а в эту профессию приходили именно люди по призванию? Вопрос для области не праздный. К сожалению, тенденции таковы, что престиж педагогической специальности в последние годы падает. Вот и в минувшую вступительную кампанию на пять специальностей педагогического профиля в Мозырский педуниверситет имени Шамякина не подано ни одного заявления, отсутствовал конкурс и на шести таких профильных специальностях в ГГУ имени Ф. Скорины. Вывод — ситуация нуждается в серьезной корректировке. Благо инструменты для этого имеются. Здесь сохранены в прежней структуре подчиненности четыре педссуза, более 75 процентов выпускников которых поступают в высшие учебные заведения. Набирает силу и движение среди педагогов «Подготовь себе равного», его всячески стимулируют управление и отделы образования. Для учителей и педколлективов школ, успешно ориентирующих на педагогические специальности, предусматриваются меры поощрения. Есть, к слову, уже в этом деле первые ласточки. Так, высоко оценена работа учителя физкультуры Челющевичской СШ Петриковского района Галины Кармышевой, около 20 воспитанников которой закончили вузы и преподают в школах Гомельщины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter