26 июня — Международный день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом

Подъем по эскалатору, который движется вниз

ДВЕ третьих наркоманов – молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. По результатам опроса, проведенного в нескольких областях Беларуси, почти каждый шестой из учащейся молодежи пробовал различные наркотики, 29,6 процента их имеют наркозависимых знакомых, находясь в «зоне возможного поражения». Примерно каждый десятый уверенно утверждает, что знает, где можно купить ширку, амфики, герыч, спайсы и далее по списку. Каждая пятая белорусская семья уже столкнулась с последствиями беды, принимающей все большие масштабы. Что можно противопоставить смертоносному злу?



Я молила бога, чтобы сына посадили

Татьяна помнит день, когда муж отвез сына на учебу в Клецкое профтехучилище. Подумала тогда, как незаметно вырос их мальчик, скоро получит специальность, станет на ноги. Но сыновней опоры мать так и не дождалась, сейчас он нигде не работает, с утра до вечера лежит, уткнувшись в телевизор или разгадывая кроссворды, и вот уже почти двадцать лет на игле.

— Он пошел в меня, такой же слабохарактерный. Мягкий, доверчивый. В училище его быстро взяли в оборот. Неужели воспитатели, преподаватели не видели, что творится в общежитии? Там же наркомания процветала, — Татьяна корит и себя, и других, кто не предостерег сына от опасного шага.

Приезжая на выходные домой в Новый Свержень, Дима сразу шел к приятелям, возвращался поздно. Ей и в голову не приходило, что он пристрастился к зелью. Это теперь понимает, что слишком часто начал просить деньги. То на ремонт кабинета, то на экскурсию. Поводы придумывал правдоподобные. А потом как гром среди ясного неба – обыск, следствие, суд. 

Полтора года она ждала и верила, что сын вернется другим. Но в первый же день на воле Дима пошел искать дозу. Мать увидела его суженные зрачки, быстрые порывистые движения, неестественное возбуждение. Позже наблюдала мучительную ломку: он то вставал, то снова ложился, крутился в постели, растирал мышцы, подтягивал колени к подбородку. Убедила, что надо лечиться. В Новинках Димка пробыл с неделю, вскоре навестили «друзья», и вместе с ними, оставив в больнице куртку, вернулся домой. Не дала результатов и вторая попытка побороть зависимость. Опять пришлось покупать верхнюю одежду. 

Когда вернулся из колонии в очередной раз, признался, что год-полтора – малый срок, чтобы забыть свои ощущения и справиться с влечением. Каждый день думал, как выйдет из тюрьмы и уколется. Была и третья судимость. 

Отец время от времени воспитывает сына сугубо по-мужски, и от скандалов еще больше болит материнская душа. Недавно завели уголовное дело в четвертый раз, но за недоказанностью закрыли. Ведь сейчас наказывают только за распространение наркотиков. А Татьяна так хотела, чтобы организм его очистился, отдохнул от отравы, хоть и в тюрьме:

— Я молила бога, чтобы сына посадили, сама уже не выдерживаю, вся на нервах. Большинство его сверстников выкарабкались, завели семьи, работают. Он стоит на учете у нарколога, в поликлинике ему дают поддерживающие таблетки сразу на месяц, выпивает их в два приема и ходит «обдолбанный», ничего не соображая. На работе боюсь, чтобы чего не сотворил с собой, ночами не сплю, потому что он слоняется из угла в угол, может и дом поджечь. Что ж это за лечение такое? 

Кто вкусил слезу мака, плачет всю жизнь

Что за лечение, мы решили узнать в Минском городском клиническом наркологическом диспансере. Психиатру-наркологу Андрею Абрамовичу ситуация знакома:

— Наркоманы везде одинаковы, они сами приходят к врачу со словами: помогите, доктор, выпишите хоть какой-то подкрепляющий курс, хоть пару дней колоться не буду. Вроде бы адекватно просят. Врач сразу снимает ломку, потом идет поддерживающая терапия – антидепрессанты, нейролептики, другие лекарства. Но, как правило, эти таблетки они выпивают очень быстро, потому что от них кайфуют. Могу сказать, кто искусился, а в деревнях и малых городах, как правило, отваром маковых семян, пройдет все стадии: проколоться, устать от этого, попасть в поле зрения милиции и врачей, попытаться лечиться, посидеть в местах не столь отдаленных, обычно у наркоманов по три и больше судимостей, прийти в социум. И вот тут уже два варианта: или опять колоться, или соскочить. Если вовремя поместить их в больницу, провести детоксикацию, а затем психокоррекцию, то результат будет. Но это еще не все. Ведь выздоровление – это бег вверх по эскалатору, который движется вниз. Постоянное преодоление. Очень важен процесс реабилитации. У нас в стране создана первая государственная реабилитационная программа «Радуга» для людей, зависимых от алкоголя, наркотиков и игры, помогают избавляться от зависимости церковь, организации анонимных алкоголиков. К сожалению, таких центров не хватает. А они востребованы. В нашем диспансере пациентам, употребляющим психоактивные вещества (если они мотивированы на дальнейшее выздоровление), предлагают в качестве реабилитации программу «Радуга». В основе такого лечения — сеансы психотерапии. 

Последний шанс

Как жить остальным? Доктор Андрей Абрамович специализируется на заместительной терапии. Лечение заключается в назначении пациенту с опиоидной зависимостью лекарственных препаратов, замещающих наркотики, он принимает их длительно и под контролем врача. Зависимость остается, но человек способен вести нормальный образ жизни. В программу включают тех, кто пытался лечиться в наркологических отделениях и реабилитационных центрах, но безуспешно. Для них это последний шанс. Некоторые постепенно уходят от наркотиков и становятся обычными людьми. 

Еще одна проблема связана с социальной стигматизацией – навешиванием ярлыков. Поэтому и к наркологу, и к психиатру боятся обращаться, а болезнь прогрессирует. Наше общество даже к упомянутой заместительной терапии относится настороженно, считая, что, как ни крути, все равно это наркоман. В Беларуси за время существования программы заместительной метадоновой терапии ее участниками стали около полутора тысяч человек. А ведь таким образом защищают обычных людей от воровства, ВИЧ-инфекции, криминала (понадобится доза — все равно пойдет и украдет). В Германии, к примеру, на некоторых городских улицах стоят кабинки, где под контролем врача человеку вкалывают героин.

…Недавно милиция задержала неработающего жителя Столбцов, совсем еще молодого парня, который снабжал таких же, как сам, курительными смесями. Он даже не особо «шифровался», передавая товар из рук в руки, и делал так называемые закладки, когда не мог встретиться с покупателем лично. Поставщиков 25-летний барыга свободно находил через интернет, несмотря на то, что очень много подобных сайтов закрыто. На их месте «выросли», словно головы дракона, новые. Поэтому, чтобы бороться с вселенским злом, надо прежде победить доступность к наркотикам.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter