В Могилевском районе колядное настроение работники культуры обещают подарить всем сельчанам

Поделись весельем с соседом

Как встретишь и угостишь «валачобнікаў», таким — по достатку и плодородию — и будет наступивший год

В агрогородке Вейно Могилевского района «валачобнiкаў», то есть колядовщиков, слышно с любого конца села. Большая компания взрослых и детей поет песни под баян, а зрители в каждом доме выглядывают из окон и распахивают калитки. Артисты — это работники Вейнянского сельского дома культуры и воспитанники школы искусств. Солистка всей праздничной церемонии — Коза, этот персонаж символизирует достаток и плодородие, поэтому как встретишь и угостишь — таким и год будет. Хозяева домов, куда заглядывают ряженые, конечно, об этой традиции знают, поэтому предусмотрительно встречают гостей с угощениями. И тогда обессиленная танцами Коза демонстративно плюхается на землю, а ряженые поют хозяевам: «А каб козачка ўстала, трэба ёй кусочак сала!»


Хозяйка дома Светлана Парховщенко вместе с сыном пополняют вкусностями мешок колядовщиков и водят с ними хоровод:

— А вы знаете, я учусь на режиссера народных обрядов. До этого работала мамой, у меня четверо детей. Сама родом из деревни Бацевичи Кличевского района, мы в детстве и в молодости тоже колядовали, рядились в разных персонажей. Главное для меня в этой традиции, что ты стараешься поделиться весельем с соседом!

Детвора из детского ансамб­ля «Праменьчыкi» с раскрасневшимися от колючего мороза щеками с удовольствием накладывают в карманы конфеты. Их руководитель Валерия Маненок признается, что современным ребятишкам интересны не только гаджеты:


— В репертуаре нашего ансамбля народные песни, есть и колядные, но мы придумываем современные аранжировки, участвуем в обрядах, народных гуляньях и таким образом передаем детям традиции наших предков.

Оказалось, что среди ряженых были молодые супруги Константин и Екатерина Королевы. Они молодые специалисты, работают в районном центре культуры. Он звукооператор, она начинала хормейстером, а сейчас учится заочно в университете культуры и работает методистом, участвует в экспедициях по отдаленным деревням в поисках жемчужин местного фольклора:


— Писала курсовую про традиции местечка Полыковичи, старожилы помнят уникальные песни. У нас с супругом благодаря работе каждый день праздник!

Колядовщики между собой обсуждали меню на сочельник. Заведующая Кадинским сельским домом культуры Наталья Никитенко рассказала о семейных рецептах и традициях:


— Для меня сочельник — это атмосфера детства, когда большой семьей мы собирались в доме у бабушки Жени. Поскольку сочельник — это канун Рождества и Рождественский пост еще не закончился, все блюда должны быть постными. А еще их должно быть ровно 12 — по числу апостолов Христа. Под белую праздничную скатерть бабушка клала пучок сена, будто из яслей младенца Иисуса. Главное блюдо — кутья, бабушка готовила ее в чугуне в печке. У нас каша готовилась из пшена, риса, добавляли обязательно мак, мед, изюм. А вторым блюдом был кисель из ревеня. Обязательно рыба, маринованные грибы, моченые яблоки, а еще пару стопок толстых блинов из печки. А на десерт делали постное печенье на рассоле, бабушка называла его «прысмакi».

Считалось, что все, кто в этот вечер сидел за одним столом, весь год будут рядом. 7 января — в первый рождественский день — было принято навещать своих крестников, дарить им подарки.


КСТАТИ

Обязательный атрибут Коляд — гадания. Только в это время девушки могли заглянуть в свое будущее, к примеру бросив сапожок с левой ноги через плечо: в какую сторону смотрел носок, оттуда и суженый придет.

А еще в народе ночь перед Рождеством считалась сакральной, люди верили, что в это время открываются небеса и можно загадывать желания.

КОМПЕТЕНТНО

Заведующая сектором культуры Могилевского райисполкома Наталья Гомонова:

— Праздник придет в каждую деревню. В деревнях, где нет клубных учреждений, будут дарить праздничное настроение мобильные автоклубы. В районе с 2021 года реализуется проект «Кола жыцця». Работники культуры возрождают обряды предков (Каляды, Громница, Масленица, Сороки, Засевки, Пасха, Никола Веснавы, Зажинки, Яблочный Спас и другие), изучая особенности в разных деревнях. Мы возродили старинный колядный обряд «Шчодрыца», уникальный для Беларуси. Местной особенностью Щедреца, или Щедрого вечера, была передача девушками друг другу свечи-щедрицы — оберега от одиночества.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter