Поддать жару

Добыча торфа в стране вырастет с 3 млн. до 5 млн. тонн в год

Как будет развиваться торфяная отрасль республики в ближайшие годы?

Сырье, аккумулировавшее в себе тепло небесного светила и ждущее вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу эту солнечную энергию, сегодня в нашей стране считается одним из наиболее энергоэффективных местных видов топлива. Однако в этой категории торф пока уступает древесине и бурому углю и занимает всего 3 % в энергетическом балансе страны. Для страны, у которой запасы других полезных ископаемых — раз-два и обчелся, это удивительно. Для сравнения: в Финляндии, мировом лидере по добыче торфа, до 20 % тепловой энергии и до 4,5 % электрической производится именно на этом виде сырья. Пусть не сравняться, но изменить сложившуюся пропорцию в топливо-энергетическом балансе страны, а заодно занять вторую строчку в рейтинге крупнейших стран — добытчиков торфа в ближайшие годы намерены в Беларуси.

Утолить «голод»

Примечательно, что еще лет 40—50 назад республика извлекала из земли более 35 млн. тонн торфа ежегодно. Тогда в добыче было задействовано 256 предприятий, из которых «в живых», а значит, не выработавших на месте запасы полезных ископаемых осталось лишь 23. При этом 19 из них — это торфобрикетные заводы. В прошлом году общими усилиями из недр белорусские предприятия извлекли более 3 млн. тонн торфа, в том числе 2,8 млн. тонн — топливного назначения, еще по 100 тыс. тонн отправили на нужды сельского хозяйства и производства грунтов и субстратов. Из полезного ископаемого получилось порядка 1,3 млн. тонн брикетов — надо учесть, что для производства одной тонны «кирпичиков» необходимо 2 тонны фрезерного торфа, в зависимости от его влажности.

Основные потребители торфяных брикетов — население, которое закупило их в прошлом году у районных топливоснабжающих организаций 864 тыс. тонн. Еще суммарно 40 тыс. тонн потребляют Жодинская и Речицкая ТЭЦ, 63 тыс. тонн — Белорусский цементный завод (г. Костюковичи Могилевской области). И если количество частных лиц, жаждущих закупиться на пороге зимы, постепенно снижается (вместо печей в индивидуальных жилых домах все чаще появляются газовые котлы), то все больше предприятий рассматривает торфяное топливо в качестве альтернативы голубому. Специалисты подсчитали: экономический эффект от использования отечественного «продукта» на энергоисточниках более чем в 4,5 раза выше, нежели от импортного. К тому же не будь у нас торфяной промышленности, республике пришлось бы ежегодно закупать за рубежом более 800 млн. кубометров природного газа на сумму примерно $ 150 млн.

А в будущем расходы заметно бы возросли, ведь в стране сейчас строится множество промышленных предприятий. Так, планируется, что до 2015 года в Мозыре заработает ТЭЦ с годовой потребностью 150 тыс. тонн торфобрикета. Но если после 2020 года здесь перейдут на бурые угли «родом» из Лельчиц, добыча которых составит 1,8 млн. тонн, то «излишки» перенаправят на другие энергоисточники, чье потребление вырастет до 175 тыс. тонн условного топлива. Кроме того, заявили о потребности в торфяном брикете цементные заводы: к 2015 году им для работы понадобится 220 тыс. тонн «кир-пичиков», а через 5 лет — 300 тыс. тонн. К тому же Директива № 3 Президента «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» обязывает к 2015 году 30 % тепловой и электрической энергии вырабатывать на местных топливно-энергетических ресурсах, альтернативных и возобновляемых источниках энергии. Значит, отрасли надо наращивать мощности…

Зоны ответственности

«До 1 апреля будет скорректирована Государственная программа «Торф», принятая на 2008—2010 годы и до 2020 года в соответствии с Директивой № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Госпрограмма предусматривает увеличение добычи торфа с нынешних 3 млн. тонн до 5 млн. тонн в год и увеличение производства торфобрикетов на 0,3 млн. тонн», — рассказывает заместитель генерального директора ГПО «Белтопгаз» Валерий Ковалев. Логично предположить, что для увеличения производственных мощностей торфобрикетных заводов необходимы и новые площади для добычи. А если развернуться особо негде?

Согласно постановлению Совмина № 794 от 17 июня 2011 года и в результате неоднократных совещаний с участием представителей Минприроды, облисполкомов, Национальной академии наук, а также представителей общественных и экологических объединений было выработано компромиссное решение, что исключению из особо охраняемых природных территорий подлежат только те торфяные месторождения, которые являются сырьевыми базами действующих торфобрикетных заводов. К слову, без «вторжения» небольшие поселки, где суммарно проживает 9,4 тыс. человек, что сопоставимо с населением Столина или Крупок, постепенно бы доживали свой «век». «В 60—70-е годы прошлого столетия, когда строились ТБЗ, все территории считались сырьевой базой, не было никакого деления, — поясняет Валерий Ковалев. — Сейчас площадь планируемых к исключению из заказников земельных участков для добычи торфа составляет 3,3 тыс. га из общей площади 108 тыс. га, что составляет 3 % особо охраняемых территорий или 0,1 % из общей территории торфяных месторождений республики. На «уступки» пойдут 8 особо охраняемых природных территорий: 5 из них — это заказники районного и областного значения, 3 — республиканского».

Как рассказал специалист, в Беларуси насчитывается около 9 тыс. точек, где залегает торф, суммарной площадью почти 2,4 млн. га. Общие геологические запасы полезного ископаемого оцениваются в пределах 4 млрд. тонн. К природоохранному фонду относится 17 % всей территории. По словам главного научного сотрудника Института природопользования Национальной академии наук Ивана Лиштвана, нигде в мире нет второго такого прецедента. В то же время, для сравнения, в разрабатываемом фонде находится 4,5 % всех площадей, к выработанному относится 8,7 %. Любопытно, что за время освоения торфяных месторождений из-за добычи и потерь по условиям добычи, в том числе осушения и мелиорации, а также пожаров запасы торфа уменьшились примерно на 1,4 млрд. тонн. «И тем не менее из 4 млрд. тонн пригодны для промышленной разработки 600—800 млн. тонн, то есть если потребность в энергоресурсах колоссально не возрастет, то этого нам хватит на 200 лет работы, — говорит Иван Лиштван. — А иначе будем добывать и на природоохранных землях, и даже на тех, что находятся в мелиоративном фонде — никуда не денешься».

От теории к прибыльной практике

Помимо обеспечения топливом внутреннего рынка, перед отраслью стоит задача увеличивать и экспорт брикетов. Задача на текущий год, к примеру, — на 16 %. В прошлом году ТБЗ отправили за рубеж более чем 390 тыс. тонн брикетов на сумму 19 млн. евро и догнали по количеству отгруженных «кирпичиков» 2008 год. Среди покупателей традиционно значатся Швеция и Литва, появились и новички — Финляндия, Германия, в будущем, возможно, к ним присоединится и Франция.

Ученые подсчитали: зарабатывать гораздо больше, чем сейчас, можно на различных видах торфяной продукции, пригодной для народного хозяйства, например, на гранулированных удобрениях, регуляторах роста растений, гуматсодержащих кормовых добавках, сорбентах и биосорбентах… «Из торфа можно получать десятки разных продуктов, а их добавленная стоимость будет в 10 раз выше, чем от использования ископаемого в энергетике», — делится наблюдениями Иван Лиштван.

От теории к практике переходят в Лельчицах, где из смеси торфа и сапропеля будут производиться гумат калия и гранулированные удобрения, а также торфяные пеллеты. В поселке Крулевщизна Докшицкого района заработал цех по выпуску субстратов с добавлением микроэлементов, удобрений по 30 рецептурам. Строительство подобного цеха намечено и в поселке Глинка Столинского района. Кроме того, торф можно использовать и при производстве горного воска.

«До 2015 года все перспективные торфяные предприятия будут модернизированы, — отмечает Валерий Ковалев. — Радует, что практически все оборудование изготавливают у нас в стране, а значит, экономятся значительные средства». В частности, в конце 2010 года первый отечественный торфобрикетный пресс заработал на Житковичском ТБЗ. Экспериментальный экземпляр оказался удачным и сейчас активно закупается другими предприятиями. В Старобине пройдет апробацию и первая торфосушилка, стоимость которой около Br 11 млрд.

Если производители «не подкачали», то замене подвергнутся еще два с половиной десятка немецких агрегатов с выслугой в 50 лет. Примечательно, что к белорусским разработкам присматривается и Россия, где торфяная промышленность постепенно возрождается. В частности, интересуют наших восточных соседей уборочные машины, которые значительно дешевле финских и датских вариантов. 

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

-----------------------------------

Цифра

В 2012 году мировая добыча торфа составила 30 млн. тонн. В Финляндии из недр извлекли более 10 млн. тонн, в Ирландии — 5 млн. тонн, в Беларуси — 3 млн. тонн. Еще по 2 млн. тонн добыто в России и Канаде.

-----------------------------------

Кстати

Белорусский спутник поможет уточнить запасы торфа в республике.

До сих пор мнения относительно количества залежей этого полезного ископаемого на территории Беларуси у ученых расходятся. Ведь все оценки основываются на результатах геолого-разведочных мероприятий, которые в Восточной Беларуси проводились еще до Великой Отечественной войны, а в Западной Беларуси — в конце 1940-х годов. И хотя данные со временем понемногу уточняются, без детальной работы не обойтись. Тем более что в 2015 году должна быть разработана новая схема распределения торфа, где будут отражены результаты промышленного использования месторождений, осушения и заболачивания земель, сельскохозяйственной деятельности и других факторов, которые могли существенно повлиять на количество и качество запасов сырья.

В то же время Департамент по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по ряду причин отказывается проводить новую геологоразведку запасов. Так что, как ожидается, на помощь ученым придет белорусский спутник. Он прозондирует землю, и исходя из полученных данных специалисты оценят объем ресурсов и смогут вернее распределить их по целевым фондам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter