Когда пренебрегают многолетней дружбой взрослые, выплескивая фонтаны ненависти и злобы, становится не по себе

Подайте, соседи, на пропитание…

Есть такой детский стишок в тему:

— Ты мне больше не подружка!

— Ты мне больше не дружок!

— Не играй в мои игрушки и не…

Когда были маленькими, любили повторять эти забавные строчки, показывая, насколько сильно обиделись, что даже горшка обидчику в нужную минуту не дадим. Смешно. Но когда пренебрегают многолетней дружбой взрослые, выплескивая в интернете фонтаны ненависти и злобы, становится не по себе. «А была ли дружба?» — хочется спросить вдогонку брезгливо отвернувшимся соседям.


Рамунас Кершис, ранее возглавлявший администрацию Зарасайского районного самоуправления, в соцсетях без всякого сожаления отрапортовал о том, что с несколькими муниципалитетами России и Беларуси литовский Зарасай прекращает сотрудничество. Вдобавок чуть позже прикрепил фотоподтверждение: на столбе с указателями направлений и расстояний до городов, с которыми разрывают дружественные связи, пропали четыре надписи из десяти. Их замотали черной пленкой во имя устрашения недругов, то есть нас.

Непримиримых заграничных борцов за сохранение фашистской преемственности это возмутило: по их мнению, надо было безжалостно сорвать таблички, уничтожить, предать публичному линчеванию с выжиганием постыдных названий. А то, что просто замотали пленкой, — это полумера и намек: мол, будете себя хорошо вести, мы вам сохраним вакантное место на столбе… Нет уж, пусть позорный столб с обнуленными километрами дружбы останется вам как память о невозможности истинности чувств, основанных на лжи, недоверии и навязчивых идеях.

Не боитесь, что геополитический ластик со временем сотрет и вас? Четыре из десяти табличек… Считай, половина друзей — белорусы и россияне? Простите, а как же ЕС-братство? Неужто там даже дружбы никто не предлагает? Значит, действуют отношения по принципу «принеси, подай»?

Так какие же белорусские районы отныне оказались в числе нерукопожатных? Не поверите, всего один. Шарковщинский. Да-да, тот самый небольшой по площади аграрный край, не имеющий не то что крупной военной, но и просто перерабатывающей промышленности. Где живут люди, не озлобленные по отношению к соседям, ни на кого не нападающие, не угрожающие расправой инакомыслящим. Как и во всей Беларуси! Тихий и спокойный райцентр с окрестными деревнями. Правда, шарковчане еще не верят до конца тому, что заграничные соседи от них отвернулись. Письменного подтверждения те пока не прислали.

В личной переписке Рамунас пояснил мне, что решение об отказе принял совет Зарасайского районного самоуправления. Такой же вердикт вынесли и в других уголках Литвы по рекомендации Ассоциации местных самоуправлений. Тем самым хотели высказать свое грозное «фи» военной спецоперации на территории Украины. Не пожалели при этом полметра черной пленки.

Мы продолжаем повторять, что белорусские войска не принимают участия в спецоперации, что наша страна как выступала, так и выступает за мирное урегулирование конфликта. Но прихвостни заокеанских кукловодов не хотят нас слышать и все твердят, как мантры, придуманные ими заклинания.

Только при чем тут мирная и трудовая Шарковщина? Ничего не перепутали?

Вспоминаю, как в декабре 2016 года Шарковщинский район посетила делегация Зарасайского районного самоуправления. И возглавлял ее тот самый Рамунас. Был приветлив, рассыпался в комплиментах аграрному краю, его жителям, таким талантливым и гостеприимным, обещал, что теперь регионы, станут еще ближе, дружнее, роднее. Сказанное руководители районов закрепили на бумаге, подписали намерение о сотрудничестве, чуть позже и соглашение. Все чинно, торжественно, многообещающе.

Но не одни лишь шарковчане укрепляли дружественные связи с литовцами. Глубокский, Браславский и другие районы, которые находятся в непосредственной близости от государственной границы, за последние 7—10 лет подружились со многими муниципалитетами страны-соседки. Латыши еще активнее спешили наладить тесное общение с нами. Подписывали важные бумаги не только на уровне органов власти, но и между конкретными организациями.

С неуемной жаждой искали латыши, литовцы, поляки на карте нашей страны новых друзей. Действовали по принципу: как, вы еще не приезжали к нам на праздник города, мы не дарили вашей музыкальной школе вазу с памятной надписью? Тогда мы едем к вам!

Однако не все так безобидно, как могло показаться, было и тогда. Вот что я заметила. Соседи предлагали и трансграничные проекты, но при этом исподтишка, а порой и громогласно уже начинали, извините, гадить. Не нравилась им строящаяся Белорусская АЭС. Отказались признавать результаты президентских выборов. Клеймили белорусский народ, выбравший свой путь развития — независимость и суверенитет, пригрели у себя бежавших змагаров, состряпали наспех санкции в отношении нашей страны.

Не понравилась им, видите ли, и наша обновленная Конституция. Вряд ли ее читали, важно было выслужиться перед заокеанским заказчиком: им не нужна самостоятельная, успешная и миролюбивая соседка.

Но все же есть бог на свете. И справедливость! Наши отрекшиеся соседи сейчас, нисколько не краснея за свое поведение, правда, крепко зажмурившись от неприязни, в условиях огромной у них инфляции все же тянутся через границу к нам. Уже не с угрозами, а за… пропитанием. Едут к нам активно за продуктами (та же соль, мука у нас в два-три раза дешевле и всего в полном достатке), цены на автомобильное топливо несоизмеримо ниже по европейским меркам. Правдами и неправдами щемятся в Беларусь, в страну, которой предрекали неминуемую гибель.

У нас реальная продовольственная безопасность. А у них нет. Вот и брызжут ядовитой слюной, кусая себя за локти, заматывая от отчаяния таблички на столбах дружбы. Которая когда-то была обоюдополезной…

bernikovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter