За что не любят подарочные сертификаты

Подарки бывают разные

Какой подарок самый лучший? В ответе на этот вопрос последнее время несильно оригинальничают. И правда, зачем что–то придумывать, когда универсальная идея — преподнести сертификат на покупку товаров или оказание услуги — вот она, на поверхности? Поисковые системы по соответствующему запросу выдадут тысячу и одно предложение на любой вкус. Хоть косметики на определенную сумму набери, хоть в спа–салон сходи, хоть — драйва ради — прыгни на веревке с высоты. Хотя, увы, в недавние выходные подобное желание устроить другу экстремальный праздник обернулось трагедией — роупджампер–неофит разбился, прыгнув с 70–метровой башни... И невозможность предугадать последствия презента — не единственный подводный камень. Юристы обращают внимание: относиться к сертификату только как к подарку чревато. Это прежде всего способ оформления правоотношений. А значит, нужно внимательно читать договор.


Для уважающего себя представителя торговли или сферы обслуживания подарочные сертификаты нынче, пожалуй, такой же обязательный пункт программы, как скидочные карты и платежные терминалы для расчета по пластиковым карточкам. Если их нет — потребитель попросту не поймет. Спрос — огромный. Особенно накануне Нового года, Дня защитников Отечества и следующего за ним Дня женщин. Правда, у кого только корреспондент «СБ» ни интересовался, сколько именно сертификатов реализовывается каждый год и на какую сумму, точных цифр не назвал никто. Коммерческая, дескать, тайна. Впрочем, о том, что подобная услуга пользуется громадной популярностью, свидетельствует уже такой факт: сразу несколько интернет–порталов специализируются исключительно на таких презентах. «Более 150 партнеров, около 500 возможных впечатлений, 25 тысяч довольных клиентов», — сообщает один из них. В топе оригинальных идей — даже сертификаты на создание персональной парфюмерной воды, полет на воздушном шаре, джип–сафари, посещение вечера дегустации вин. Что уж говорить о магазинах?

— Свою систему сертификатов мы только разрабатываем, — говорят представители крупнейшего книжного магазина OZ.BY. — Но спрашивают их постоянно. Оно и понятно. Книжка во все времена считалась подарком номер один, но угадать вкусы, особенно начальника или коллеги, с которым не имеешь близких отношений, фактически невозможно. Так пускай он сам выберет, кого почитать — бизнес–литературу Глеба Архангельского или художественную, скажем, Харуки Мураками.

У представителей сферы обслуживания свои аргументы. Мол, а как иначе заранее предупредить человека о подарке? На словах? Преподнести обычный отксерокопированный договор? Гораздо эффектнее оформить его в подобную красивую, а главное, официальную «обертку».

Фото Артура ПРУПАСА

Впрочем, меда здесь не полная бочка. Есть ограничения. И много. Правила словно написаны под копирку. Скажем, скорее всего, вас заставят использовать подарок в ограниченные сроки (по этому поводу в Белорусское общество защиты потребителей, по словам его председателя Анны Суша, даже было несколько недовольных обращений), потратить всю сумму единовременно (сдачу при этом не вернут), а кроме того, сузят перечень возможных к покупке товаров. Некоторые продавцы в разговорах не для печати не скрывают: такие методы — отличный способ получить дополнительную выручку, по сути, вынудить клиента приобрести лишнюю мелочь, на которую в другом случае он даже не бросил бы взгляд. Есть и приятные исключения. Допустим, минский ГУМ. Подарочные сертификаты там появились аж 9 лет назад, вводят в курс дела в администрации:

— В обращении находятся пять номиналов — 10, 15, 20, 30 и 50 рублей. Это оптимальный вариант. Нововведение этого года — рассчитаться за наши товары при помощи сертификата можно не только в одной секции, как раньше. Мы дали возможность сделать это поэтапно, в нескольких секциях универмага, причем потратить всю сумму до копеечки. Однако в указанные на сертификате сроки. Это три месяца со дня активации. Хотя мы всегда идем навстречу, если вдруг кто–то его просрочил.

Есть, увы, и обратные примеры. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли вспоминают: совсем недавно рассматривали случай, когда директор одного из подарочных интернет–сервисов установил срок не только действия сертификата, но и... его активации (это, мол, такое ноу–хау в борьбе с потребительским экстремизмом), на что многие пользователи попросту не обратили внимания. И обидно потеряли возможность воспользоваться услугой. Мало того, в праве на расторжение договора и возврате денег им также отказали. Вопрос пришлось решать через суд.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

— Все подарочные сертификаты можно подразделить на два основных вида: на оказание услуг и на покупку товаров. Что касается первых, то, как правило, в них указывается конкретная услуга, ее стоимость и срок ее предоставления. А значит, это не что иное, как оформленный специальным образом предварительный договор. И на него распространяются все требования гражданского законодательства. К примеру, потребитель вправе до момента получения услуги отказаться от нее и попросить вернуть уплаченные денежные средства, за исключением фактически понесенных расходов. Подарочный сертификат на покупку товаров в том или ином магазине (там, как правило, не указаны существенные условия сделки, в частности, не обозначены конкретные наименования приобретаемого товара) мы рассматриваем лишь как оформленное имущественное право. Поэтому лицо, которое реализовывает этот сертификат, может само определять условия его использования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Солодухо, начальник учебно–организационного отдела Института психологии БГПУ имени Максима Танка:

— Подарочный сертификат упрощает нашу жизнь, но, главное, сразу нивелирует индивидуальность того, кому его преподносят. Человек вынужден идти выбирать себе подарок сам. Так не только снижается ценность презента (кому охота получать подарок для галочки?), но и теряется столь важное ощущение праздника. Подарки ведь эмоционально приятно еще и дарить: ты видишь, как горят глаза, с каким трепетом в ожидании сюрприза человек разворачивает обертку. Да, частенько люди дарят друг другу и деньги. Вроде бы и это не подарок в классическом его понимании. Но финансовые средства можно сэкономить, отложить, собрать из них какую–то нужную сумму и купить себе хорошую вещь, да потратить, в конце концов, когда и куда угодно. Сертификаты же частенько ограничивают не только в сроках, но и в ассортименте.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter