Под звон медных труб...

Андрей Арямнов продолжает ставить ультиматумы

Андрей Арямнов продолжает ставить ультиматумы

5 ноября в Париже стартует первенство планеты по тяжелой атлетике. По его итогам, а также по результатам прошлогоднего турнира в турецкой Анталье будут определяться олимпийские квоты на Лондон-2012. Национальная сборная Беларуси реально рассчитывает на 4—5 лицензий у мужчин и 3—4 у женщин, причем не персональных, а командных. Честь страны во Франции будут отстаивать десять атлетов.

В их числе не будет чемпиона Пекина-2008 Андрея Арямнова. По разным причинам он уже пропускает второй топ-турнир подряд. Не принимал участия и в первенстве континента-2011 в Казани. Последний его выход на большой помост датируется апрелем 2010 года. Тогда в Минске он стал чемпионом Европы, однако потом был лишен этого звания из-за допинга и дисквалифицирован на полгода: в его тестах были обнаружены каннабиноиды, что на поверку оказалось курительной смесью «спайс».

И вообще, постолимпийский период этого, без сомнения, одаренного спортсмена вместил в себя уйму событий скандального оттенка. О том, что Арямнов трижды задерживался за рулем своей машины подшофе, о лишении водительских прав на 5 лет и президентской стипендии знает, наверное, уже весь мир. Правда, позже ему вернули стипендию, но затем последовал очередной демарш: триумфатор Пекина вознамерился готовиться к соревнованиям отдельно от команды, вне «Стаек». По индивидуальному плану под руководством личного наставника Михаила Солодаря. Ему шли навстречу, хотя, понятное дело, микроклимат в коллективе это отнюдь не улучшало. Между тем Арямнов «окопался» в родном Борисове и обиделся на весь мир. Но особенно на журналистов и на главного тренера сборной Александра Гончарова. Первых он решил бойкотировать, а со вторым не захотел работать, обвиняя его во всех мыслимых и немыслимых проблемах команды, в том числе и собственных, но в первую очередь в непрофессионализме. Хотя заслуги Александра Васильевича перед белорусским спортом бесспорны, о чем красноречиво говорят по три медали и один из наивысших командных КПД в пересчете на число атлетов на Играх в Афинах-2004 и Пекине-2008, а также множество наград на других крупных международных турнирах.

С представителями СМИ затворник из Борисова все же общается, о чем свидетельствуют его регулярные интервью. Прискорбно, что повзрослевший спортсмен, который уже женился и даже стал папой, так и не отошел от звона медных труб, своих неумеренных амбиций и по-прежнему страдает детским максимализмом. Ладно бы только претензии, и, допустим, вполне обоснованные, к условиям подготовки в «Стайках», так нет, «метелит» все и вся подряд. Достается на орехи не только главкому сборной и якобы недопонимающей его прессе, но и руководству спортивной отрасли, тяжелоатлетического союза и даже футбольному клубу БАТЭ. Но одно дело изобличать чьи-то недостатки и упущения, а другое — самому быть примером для молодежи, коим просто должен быть в силу своего олимпийского звания.

Однако давайте обо всем по порядку. Вот только несколько выдержек и перлов из пространных интервью чемпиона в электронных и печатных СМИ:

«…А наш главный тренер, по-моему, не знает, что такое биомеханика, какими мышцами спортсмен поднимает. И пишет планы, не особо заботясь о самочувствии атлетов… Получается, что нас загоняют на бойню, как гладиаторов».

«…Иногда мне кажется, «Стайки» — это какое-то Богом проклятое место. В 90-е там было кабельное телевидение. Сейчас идут три канала! И это в ХХI веке. Нас селят в комнаты, где нет ни холодильника, ни телефона. Мне хорошо, я сумел себе выбить люкс. А остальные пацаны?»

«…Если Гончарова все-таки не выгонят из сборной, как того требую, то готов тренироваться только при двух условиях: чтобы на моих занятиях он не появлялся, ни копейки не получал за результат Арямнова и не удостоился даже грамма моей славы».

«...Мой психолог утверждает, что у меня повышенный самоконтроль. А все, что говорят про меня, ерундистика».

«…Мне говорят: «У тебя же после Пекина было 100 тысяч долларов!» Что такое 100 тысяч долларов? Обставил квартиру, купил машину, помог родственникам. Ничего не осталось. Теперь туго с деньгами, до сих пор вылажу из долгов».

Не напоминает ли вам последний пассаж Арямнова эпизод из известной кинокомедии «Мимино», когда судья спросил одного из ее героев, а за что же они жили в Первопрестольной: «Какой нормальный человек в Москву без денег едет! Ну, пошел в ресторан, туда-сюда… закусил, и кончились».

Не буду ввязываться в дальнейшую полемику с радетелем общих интересов, подсевшим на безапелляционный и даже менторский тон. Потому что она и беспредметна, и бездонна. Каждая из сторон имеет свои веские аргументы, профессиональный уровень и, разумеется, предел возможностей. Даже партнеры Андрея по сборной, по его мнению, отданные, как безобидные овцы, на заклание матерому хищнику Гончарову. Не сомневаюсь ни на йоту, что любой из них приведет уйму плюсов и минусов, а также свое видение улучшения дел в команде, равно как и вообще в развитии этого вида спорта в Беларуси. Потому что все они мастера «железных игр» и, по крайней мере, соблюдают элементарную субординацию в своем коллективе.

В конце ХХ столетия, еще во время работы в «СБ», довелось поведать читателям трагическую историю гибели Тамары Лазакович, чемпионки Игр по спортивной гимнастике. А если откровенно, «сгоревшей» от алкоголя. Припомнил тогда безвременно ушедших по этой же причине преуспевших в своих дисциплинах футболиста Александра Прокопенко, борца Олега Караваева. Мораль того материала была очевидна: вселенская слава преходяща и порой губительна для человека, утратившего систему жизненных координат. Добиться уважения в большом спорте очень тяжело, а потерять его столь же легко. И это испытание, пожалуй, самое коварное и жестокое в карьере любой спортивной звезды.

Хочется верить, что Арямнова ожидает иная житейская участь. Хотя его пути-дорожки так или иначе уже, мне кажется, кривоваты. А как иначе можно охарактеризовать его наивные обиды на Гончарова, который не выручил своим авторитетом после первого пьяного «залета» героя Пекина за рулем?! Авторитетом, который Андрей сам же и растоптал в пух и в прах! Он хоть и покаялся прилюдно за свои граничащие с преступлением проступки, но так до сих пор и не осознал глубину содеянного. А чем это грозит и чем обернутся его последующие «выкрутасы» на дорогах страны, можно только догадываться.

«Да, выпившим словили. Ну, бывает. И что? Гончаров мог все уладить, когда попался в первый раз. Никто ничего даже не узнал бы.… Никто не поддержал в трудную минуту. Вот и включаю наглеца. Сейчас езжу на машине без прав. Кстати, теперь гаишники чаще закрывают глаза на мои нарушения. Сейчас нужно штраф в 17 миллионов заплатить за прошлый год…Не могу ведь совсем без машины. Зарплата в 4 тысячи долларов, вот бизнесом занялся. Так и живу…»

Смех и грех, но обиды 23-летнего парня уже вышли далеко за пределы необорудованного зала в Борисове и неустроенных «Стаек», в которые за честь считают приехать на сборы многие зарубежные делегации, сборные и клубы. Он в претензии даже к узости туалета в квартире, полученной после золотого для него чемпионата мира-2007 (а ведь была еще и квартира в Минске за Пекин-2008!). Не помещается, видите ли, со своими габаритами, не может закрыть дверь. А здесь уже, наверное, происки не только городских и спортивных функционеров, выделивших жилье не в центре Борисова, а на его окраине, но и проектировщиков-строителей…

Ладно бы Арямнов грешил только на Александра Гончарова, на его несовершенные методики и планы. Но зачем ученик подставляет своего личного наставника Михаила Солодаря?! По версии последнего, его воспитанник пропускает первенство планеты в Париже по причине острого бронхита, рождения ребенка и болезни жены. Ан нет, чемпион настаивает на том, что не хочет в очередной раз восславить своим гипотетически удачным выступлением Гончарова, а также ему не хватает для качественной подготовки фармакологии, витаминов и приемлемых условий для тренировок. Так и не иначе. А вот как комментирует очередную «заваруху» с неугомонным Андреем сам Михаил Солодарь:

— Что касается фармакологии и витаминов, то этим он обеспечен по высшему разряду. Министерство спорта и туризма, а также Государственный таможенный комитет, руководитель которого возглавляет Белорусский тяжелоатлетический союз, даже зная, что Арямнов не едет на чемпионат мира в Париж, оказывают значительную помощь. А сам Андрей из личных средств ни копейки не вложил в фармакологию и витамины… Могу заверить, что он обеспечен всем этим достаточно, чтобы снова стать олимпийским чемпионом. Просто Арямнов из разряда тех людей, которые всегда чем-то недовольны…Конечно, определенные трудности есть у всех, и возможно, тот же тренировочный зал в Борисове, где он работает, оборудован не совсем так, как ему хотелось бы. Но иногда нужно быть скромнее и не забывать о том, что вся страна сейчас переживает не лучшие времена. Не на пользу Андрею и его эпатажность, с помощью которой он привлекает к себе скандальное внимание…

Главный тренер национальной сборной Александр Гончаров полностью согласен с Солодарем. Он дипломатично и с пониманием отнесся к нынешним проблемам его питомца, но выразил обеспокоенность тем, что после Пекина-2008 Арямнов практически не имел серьезной соревновательной практики. Александр Васильевич добавил также, что у Андрея есть президентская стипендия, которая выдается не только как зарплата, но и как возможность улучшения учебно-тренировочного процесса. И пожелал ему снова стать олимпийским чемпионом, «ведь это имидж и престиж нашей страны, отечественной тяжелой атлетики».

В Лондоне-2012 Беларусь рассчитывает на завоевание 25 наград, в том числе 5 золотых. Прогнозируется и триумф Арямнова. Но почему-то мне в него уже не верится. А, по сути, эта медаль уже и не греет…

На снимках: Александр ГОНЧАРОВ (слева) и Андрей АРЯМНОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter