Под управлением любви

Любой оркестр мира считает за счастье заполучить талантливых белорусских ребят. Почти все они прошли школу профессора Перлина...
Любой оркестр мира считает за счастье заполучить талантливых белорусских ребят. Почти все они прошли школу профессора Перлина...

Рыцарь почетного ордена «Академические пальмы», заслуженный артист Владимир Перлин, профессор по классу виолончели, художественный руководитель и главный дирижер концертного оркестра Республиканского музыкального колледжа при Белорусской академии музыки, занимается воспитанием юных талантов уже свыше 40 лет и гордится многими учениками. Сегодня выпускники колледжа — на первых ролях в музыкальных коллективах Владимира Спивакова, Юрия Башмета и других именитых маэстро. Да и солируют блестяще, как, к примеру, 15–летний Иван Каризна, победивший недавно на 2–м Международном конкурсе им. Ельского в Минске.

— Я создаю сейчас 20–й состав оркестра, обновляемого на одну треть каждый год, — поясняет Владимир Павлович. — Осенью будем праздновать юбилей, и мне хочется собрать разные поколения учеников вместе.

— Какие перемены, на ваш взгляд, нужны сейчас колледжу?

— У нас нет пока, к сожалению, коллекции достойных музыкальных инструментов. На чем играют и побеждают дети — просто неведомо! Разве можно на коньках–«снегурках» обыграть чемпионов мира по хоккею? Моему ученику Ване Каризне виолончель презентовал Владимир Спиваков.

Первым моим воспитанником, удостоенным такой высокой чести, был Коля Гималетдинов, которому тогда едва исполнилось 8 лет. Он играл даже перед Папой Римским, выступал в ООН и на самых престижных площадках мира. Я вел мальчика до 5–го класса, пока он с родителями не переехал в Петербург. Но здесь, в колледже, у нас особые условия, а там Коля стал менять учителей одного за другим. И к сожалению, его судьба сложилась не так, как хотелось бы.

— Не выдержал испытания славой?

— Да... Огромная радость, когда ученик побеждает, но еще сложнее поддержать эту планку.

— Творческий расцвет, видимо, происходит теперь в куда более нежном возрасте, чем прежде?

— Технически юные музыканты действительно все продвинутые, а вот в духовном плане... Мало взять смычок в руки, нужно уметь извлекать звуки как прикосновения любви.

— Владимир Спиваков обмолвился однажды, что не считает себя конкурсным бойцом. А вы охотно учеников на состязания отправляете?

— Что сказать, в разумных пределах соревнования полезны, но сама по себе «конкурсомания» не дает результатов. И потом, она иногда тяжело ранит. Ведь награды порой выдаются и незаслуженно, редко когда все совпадает. Как говорится, званий много — слушать нечего.

— Значит, и замахиваться на конкурс Чайковского не считаете нужным?

— Наоборот, мой ученик Георгий Аниченко прошел 2 тура в этом году, я считаю это хорошим результатом. И замечательно выступил наш скрипач Артем Шишков, ставший дипломантом конкурса и лауреатом премии «Надежда». Загадка, почему его педагог, выдающийся мастер Эдуард Викторович Кучинский, до сих пор не имеет звания заслуженного деятеля искусств.

Вообще, у нас много талантов: Андрей Паначевный, Юрий Блинов, Александр Музыкантов, молодая поросль — Ваня Каризна, Володя Сенкевич, Алеша Киселев, Гарик Онищенко! Мое самое сильное впечатление за последние пять лет — концерт нашего контрабасиста Андрея Шинкевича! Но он сейчас в Германии. Любой оркестр мира считает за счастье заполучить талантливых белорусских ребят. Хотя конкуренция огромная: на одно место в берлинском, мюнхенском, штутгартском коллективах претендуют по 500 человек. В Москве гонорары выросли в несколько раз, и знаменитости потихоньку возвращаются из–за рубежа. Надеюсь, и у нас будет то же самое, хотелось бы в это верить.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter