Что привело Григория Рапоту на знаменитую дачу Витольда Бялыницкого–Бирули?

Под сенью «Чайки»

Живописные берега озера Удомля в эти дни принимают гостей: здесь проходит экспертно–медийный тур для специалистов музейного дела и журналистов России и Беларуси, организованный Постоянным Комитетом Союзного государства. Тверскую область с рабочей поездкой посетил во вторник и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Григорий Рапота отметил туристический потенциал дачи: раньше сюда приезжали не более 20 человек в месяц, сейчас — до семисот.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Российско–белорусская делегация побывала в одном из красивейших исторических мест — на знаменитой даче «Чайка», некогда принадлежавшей художнику Витольду Бялыницкому–Бируле, творчество которого связывает два наших братских народа неразрывной нитью.

Уроженец Могилевщины, Витольд Каэтанович Бялыницкий–Бируля больше 40 лет прожил в окрестностях Удомли, здесь написаны десятки его картин. Сама усадьба, построенная художником в 1913 году, была центром притяжения для выдающихся мастеров искусства: на даче «Чайка» гостили живописцы Константин Коровин, Игорь Грабарь и Николай Богданов–Бельский, часто бывали актеры МХАТа, такие, как Борис Мордвинов, в этих комнатах пел для своих друзей Федор Шаляпин. Именно здесь написана картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — полкилометра по сельской дороге, и можно своими глазами увидеть вдохновивший пейзажиста вид. В этих же краях, в восьми километрах от усадьбы, была написана Левитаном знаменитая «Золотая осень».

Бялыницкий–Бируля был страстным охотником, еще и поэтому так приглянулись ему окрестности Удомли. Впрочем, две страсти сосуществовали вполне мирно: когда художник с женой Ольгой перебирались в «Чайку», за ним следовали две подводы — одна с предметами, необходимыми для занятий живописью, другая — с охотничьим снаряжением. Палитры и шкуры животных и сейчас мирно соседствуют в интерьерах музея, как это было при жизни живописца.

Григорий Рапота поделился собственными впечатлениями от посещения дачи «Чайка»:

— Роскошная усадьба! Во–первых, она очень хорошо реставрирована, восстановлена в своем первозданном виде.

По крайней мере, внешне, потому что внутреннее убранство хранится в музее Бялыницкого–Бирули в Могилеве — в свое время передача предметов из разрушающейся усадьбы в буквальном смысле спасла те ценности, которые здесь были.

фото виталия пивоварчика

Госсекретарь обратил внимание не только на особенную атмосферу, созданную в музее–усадьбе, но и на природные красоты Удомельского края, вдохновляющие художников уже второй век подряд. Сюда и сегодня наведываются мастера кисти: проходят международные пленэры в окрестностях Удомли и на родине Бялыницкого–Бирули — в местечке Белыничи в Могилевской области.

Гости из музея Бялыницкого–Бирули в Могилеве и художественного музея в Белыничах, носящего имя живописца, привезли необычный подарок — саженцы сирени из его родного маентка Крынки, которые были торжественно посажены в усадебном парке. Витольд Каэтанович, по свидетельствам, любил сирень исключительно светлых оттенков. Сейчас белорусские селекционеры специально выводят сорт цветущего кустарника, который будет сертифицирован и назван в честь художника и также высажен на его малой родине и в удомельской усадьбе.

Историю названия усадьбы рассказала заведующая музеем Елена Тимакова, внучатая племянница Витольда Бялыницкого–Бирули. Дом носил имя «Белая чайка» и из–за летящих контуров, и потому что стены были окрашены в светлые тона.

Григорий Рапота отметил туристический потенциал дачи, а также анонсировал встречу между сотрудниками музеев России и Беларуси, которая должна пройти в усадьбе Репина «Здравнево» под Витебском в июле:

— Мы сегодня обсуждали сценарий нашей встречи в Здравнево. Наверное, мы там соберем музейщиков, которые работают с историческими документами художников. Это будет встреча заинтересованных людей, которым есть что сказать друг другу. А усадьба Репина под своей сенью приютит всех нас. В прошлом году представители дачи «Чайка» и других российских музеев были в Здравнево, так что родственные связи уже установлены, и я могу это только радоваться за них и содействовать тому, чтобы эти связи развивались.

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Дача была покрыта дранкой, покрашена в светлый цвет. В 1920–е годы многочисленные гости, посещавшие усадьбу, стали говорить просто «поехали на Чайки», а потом за ней так и закрепилось упрощенное имя — дача «Чайка». Здесь также работали открывшиеся Первые свободные художественные мастерские, где преподавали детям арифметику, чистописание, русский язык, живопись, композицию. До 2015 года здание находилось в плохом состоянии, а сегодня дом живет: если когда–то сюда приезжали в лучшем случае 20 человек в месяц, то сейчас — 600–700 гостей.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter