Под куполом Софии и державным крылом

Бриллиант в короне городов Беларуси — не иначе! Дабы убедиться в этом, заочного знакомства с Полоцком (по книгам, фото- и кинохроникам), поверьте, недостаточно. Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Побывать в Полоцке — значит, прежде всего приложиться к мощам святой Евфросинии, осознать, кто мы такие — белорусы, походить по улицам современного, переживающего ныне второе рождение города. Поэтому открыть его для себя, уверена, может и должен каждый мой соотечественник. В канун 1150-летия Полоцка сделали это и мы, корреспонденты «БН».

Все дороги ведут в Рим, говорили древние. Перефразируя их, белорусы могут с полным на то основанием сказать: все дороги ведут в Полоцк — географический центр Европы, город-колыбель белорусской государственности, духовности, просвещения и культуры.

Бриллиант в короне городов Беларуси — не иначе! Дабы убедиться в этом, заочного знакомства с Полоцком (по книгам, фото- и кинохроникам), поверьте, недостаточно. Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Побывать в Полоцке — значит, прежде всего приложиться к мощам святой Евфросинии, осознать, кто мы такие — белорусы, походить по улицам современного, переживающего ныне второе рождение города. Поэтому открыть его для себя, уверена, может и должен каждый мой соотечественник. В канун 1150-летия Полоцка сделали это и мы, корреспонденты «БН».

1. Отец   городов  Белой  Руси

Первый раз в Полоцке мне довелось побывать лет десять назад. Тогда мы с родителями, проехав пол-Беларуси, отправились как паломники поклониться мощам Преподобной Евфросинии Полоцкой. С трепетом и огромной ностальгией вспоминаю ту поездку, когда мы, преодолев за одну ночь 500 километров (!) от Речицы до Полоцка, прибыли ранним утром в сонный город. И не просто так, а с конкретной целью — попасть именно к Полуночнице (так называется служба в монастыре), и именно к пяти утра. Что осталось в моей подростковой памяти? Старинные фрески на стенах Спасо-Преображенской малютки-церкви, где находилась рака с мощами Преподобной, сосредоточенные и в чем-то отрешенные лица монахинь, успокаивающе-едкий запах ладана, безупречная белизна монастырских стен… А еще — неказистые городские улицы, старые тротуары, ветхие частные дома в центре, обмелевшая река Полота, которая и дала имя городу.

«Каков ты, Полоцк современный?», — спрашивала я, готовясь ко встрече с городом, почти как к свиданию со старым знакомым, знатным кавалером.

Полоцк встретил приветливо. Ярко выкрашенные невысокие дома, кованые скамейки и фонари, широкие улицы. И — мамы с колясками на городских улицах… Их количество порадовало. Как пояснили в администрации города, население 85-тысячного Полоцка каждый год прирастает на тысячу жителей, причем именно за счет повышения рождаемости, а не естественной миграции.

Гостиница с характерным названием «Двина», где довелось нам обосноваться, «смотрит» прямиком на площадь Франциска Скорины и величественный монумент белорусскому первопечатнику.

Взяв буклет для туристов в гостинице, решили сначала обозреть достопримечательности. К слову, маршрут, по которому можно приезжему посмотреть город, прост. Это, конечно, проспект Франциска Скорины и улица Нижне-Покровская — идут параллельно друг другу. Если двигаться по проспекту, который называется Francisk Skaryna ave (так и пишется на латинице), встречаются основные монументы, рассказывающие об истории Полоцка. Это памятник Симеону Полоцкому — просветителю, знак «Центр Европы», композиция в честь белорусской буквы «У нескладовае». Бульвар, разделяющий проспект, приведет на самую большую и центральную площадь Полоцка — площадь Свободы.

Место это уникально для Беларуси хотя бы тем, что здесь расположены сразу два мемориала — воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и воинам, положившим свои жизни в Отечественной войне 1812 года. История последнего памятника непроста. Он установлен еще в середине XIX века: при нашествии Наполеона здесь были большие бои. В советское время памятник разрушили. Восстановили намного позже, за счет бюджета Союзного государства.

На площади Свободы сейчас кипит работа: там, где еще несколько месяцев назад вовсю ездили автомобили, через несколько дней будет пешеходная зона. Дорожники мостят площадь плиткой, укладывают асфальт. Десять—пятнадцать минут прогулочным шагом — и вся история Полоцка как на ладони.

Спускаемся с фотокорреспондентом на улицу Нижне-Покровскую, как бы повторяющую очертания береговой линии Западной Двины. И здесь кругом благоустройство. Где-то рабочие чинят крышу, где-то подмазывают, подкрашивают старинные дома. Город прихорашивается к юбилею.

Здесь же и уникальный, единственный в Беларуси Музей белорусского книгопечатания. В Год книги к нему особенно пристальное внимание. Заглянули туда и мы.

— Музей открыл свои двери в 1990 году, во время празднования 500-летия со дня рождения белорусского и восточнославянского первопечатника, полочанина Франциска Скорины, — рассказала нам его старший научный сотрудник Вера Ошуева. И предложила экскурсию. — Самую большую часть музейных экспонатов составляют книги рукописные, старопечатные, а также современные. Какие раритеты? «Евангелие учительное» (Вильно: типография Мамоничей, 1595), Иероним Фалецкий «12 речей» (Венеция: издание Альдов, 1558), «Минея общая» (Москва, 1628) и другие...

К слову, Музей белорусского книгопечатания — структурное подразделение Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Он объединяет в себе одиннадцать (!) музеев.

Через метров четыреста по Нижне-Покровской еще музей — краеведческий. Старейший музей самого древнего белорусского города размещается в бывшей Лютеранской кирхе, памятнике архитектуры неоготики, который возвели в конце XIX века. Музей основан и открыт в 1926 году.

— Сегодня в нашем фонде почти две тысячи предметов, отражающих важнейшие страницы истории Полоцка, — рассказывает заведующая музеем Ирина Воднева. — У каждого из них — своя история.

Одни найдены во время археологических раскопок, другие переданы в фонды владельцами или теми, для кого они были неожиданной находкой. Например, шахматные фигуры XII—XVII вв. Одна из них — единственная в Беларуси фигурка короля конца XVI — начала XVII веков, выточенная из рога, со сложным орнаментом и следами инкрустации — обнаружена во время раскопок на бывшем Великом посаде в 1987 году. Кстати, именно такими экспонатами мы рассчитываем привлечь туриста и нестандартно, не пресно рассказать ему историю древнего Полоцка. Ее ведь и в Интернете найти без труда можно, — резюмировала Ирина Петровна.

Наконец улица Нижне-Покровская привела нас к главной достопримечательности Полоцка — Софийскому собору. Первоначально он построен между 1030—1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко. Архитектурный шедевр возвышается на крутом берегу Западной Двины. Кажется, весь город под его куполом…

…В главную святыню Полоцка — Спасо-Евфросиниевский монастырь — нам удалось попасть к вечерней службе. На территории монастыря строгий «дресс-код» для женщин: юбка ниже колена и платок. Если вы не одеты по правилам, не беда: у главного входа в монастырь специально для нерадивых туристок стоит большой жестяной шкаф, где можно взять на время посещения святыни и юбку, и платок. Оделись по церковному этикету — можно смело заходить на территорию монастыря.

Здесь, как и многие годы, умиротворенная тишина, благодать. Белоснежные храмы венчают золотые мощные купола. Спасо-Преображенская церковь возведена в XII веке — единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли и самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до сего дня. Как повествует древнее житие Преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Он по поручению Евфросинии Полоцкой занимался созданием Спасо-Преображенской церкви, которая была воздвигнута в течение 30 недель. (К слову, в День города зодчему Иоанну откроют памятник.)

По левую руку Кресто-Воздвиженский собор — центральный храм в монастыре, построенный в 1897 году. Сегодня там находится серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии. Сделанная из ясеня, облицованная серебром, она представляет собой подобие древнего саркофага, на углах которого помещены золоченые колонны с капителями. Каждая из сторон раки украшена чеканными золочеными барельефами. По правую руку — Свято-Евфросиниевская церковь (1841 года). Оттуда доносится стройное песнопение. Кажется, что суета осталась где-то за высокими толстыми монастырскими стенами. Здесь царит умиротворение и защита. И святость.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

 (Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter