Под каблуком

Пропорция или диспропорция: каждые две пары обуви из трех, продаваемых на отечественном рынке, — импортные
Пропорция или диспропорция: каждые две пары обуви из трех, продаваемых на отечественном рынке, — импортные

Терять что–либо неприятно в принципе. А если речь идет о целой отрасли производства, то даже для такой небольшой страны, как Беларусь, это, пожалуй, не очень хорошо. Что мы теряем? Обувную промышленность. Прежде чем привести подтверждающие это цифры, я поинтересовалась у знакомых, покупают ли они белорусскую обувь?

— Да, летом приобрела босоножки на каждый день, — ответила приятельница, — однако туфли и сапоги покупаю на рынке.

— Но ведь на рынок везут товар предприниматели, никаких сертификатов, документов на нее нет, и шил неизвестно кто. Может развалиться через неделю, и наживешь себе проблемы, — пытаюсь агитировать я.

— Видишь ли, — возражает подруга, — это раньше в почете была обувь, которой сносу нет. Моя мама до сих пор носит на даче туфли, которым лет едва ли не больше, чем мне. Сейчас мода меняется очень быстро и кардинально. На смену круглым носам приходят то острые, то квадратные... Значит, обувь должна быть дешевле, ее нужно много, разной и красивой. К сожалению, отечественные модели в большинстве своем устарели еще до того, как сошли с конвейера.

В своих предпочтениях моя знакомая отнюдь не одинока. По данным исследования потребительского рынка, проведенного недавно Институтом переподготовки руководящих работников и специалистов Министерства торговли, молодые белоруски по меньшей мере 2 пары из трех приобретают на рынке. С увеличением возраста покупательниц соотношение цифр меняется, впрочем, не слишком радикально: на одну «рыночную» пару приходится одна магазинная. А вообще, более половины участников опроса рублем поддержали зарубежного производителя. Основными критериями такого выбора стали: цена, соответствие моде и ассортимент. Данные обследования Минстатом домашних хозяйств говорят еще и о том, что спрос на обувь растет. В прошлом году в стране продано более 14 миллионов пар — на четверть больше, чем в 2003–м. Увы, наши фабрики, даже вместе взятые, столько не выпускают. На отечественный рынок за весь 2004 год они поставили только 5 миллионов пар обувки.

Нынче ситуация изменилась. К сожалению, не к лучшему. За январь — август легпромовцы выдали на–гора 3,2 миллиона пар продукции, еще миллион с лишним сшили из давальческого сырья (как правило, давальческая обувь целенаправленно отдается заказчику) и практически каждую третью пару (а именно 978 тысяч) положили на склад. «У меня такое впечатление, — высказался в сердцах заместитель министра торговли Владимир Ермолович, — что вся страна решает проблемы отрасли. Обувь, которая лежит на «Красном Октябре» по 3 — 4 года, мы возим по колхозам, предлагаем везде и всюду, и, наверное, скоро сами ее выкупим, чтобы положить конец этой канители».

Легко сказать...

По словам Николая Юркевича, заместителя председателя концерна «Беллегпром», 80 процентов оборудования отрасли изношено, загружено оно всего на треть. У предприятий шлейф старых долгов и практически полное отсутствие оборотных средств, которые необходимы для закупки современных материалов. Словом, о какой моде вообще речь? На днях Эдуард Нарышкин, председатель концерна, обратился в Правительство и попросил для своих подопечных две вещи: денег и ограничения импорта. Он предлагает также создать фонд поддержки предприятий легкой промышленности (по типу того, что не первый год выручает село). Собранные деньги пойдут на техническое перевооружение отрасли, в кредит и под невысокий процент. Кроме того, легпромовцы хотели бы ввести таможенное оформление и сертификацию обуви, которую ввозят индивидуальные предприниматели.

Последняя идея очень не понравилась торговле. Директор одного из магазинов так прямо и заявил: покупать в России туфли за 20 долларов и перепродавать в Беларуси с тройной накруткой и уплатой налога на прибыль куда выгоднее, чем реанимировать «мертвецов», то есть обувные предприятия. Да и как скажется введение таможенного оформления на отношениях с Союзным государством? Словом, если обуви нет, ее надо просто завезти.

А теперь давайте обратимся к мировому опыту. Недавно Европа и Америка приняли решение о введении квот на ввоз китайского текстиля, чем вызвали шквал негодования в Поднебесной, добросовестно вступившей во Всемирную торговую организацию как раз таки с целью преодоления барьеров. Проведен уже не один раунд переговоров, но Запад стоит стеной, защищая интересы отечественного производства. Потому что свой товаропроизводитель управляемый, с ним всегда можно договориться, он платит налоги и создает рабочие места. Хотя бы за это его нужно любить и уважать.

Кроме того, вы наверняка заметили, что в последние годы одновременно с повышением спроса на обувь уверенно растет и ее цена на белорусском рынке. Туфли стоят в эквиваленте около 50 долларов, а сапоги — 75 — 100. Причем как наши, так и импортные. С отечественными фабриками все ясно: цены увеличиваются обратно пропорционально объемам выпуска. А торговцы, покупая ботинки даже за 10 долларов в Китае, ни за что не продадут их за 40, если есть возможность сбыть за 60. Ведь если каждые две продаваемые в стране пары импортные, значит, здоровой конкуренции больше нет. Рынок в руках крупных российских и белорусских оптовиков, раскинувших в крупных городах сети своих магазинов.

«Нам бы не квоты, — говорит Николай Мартынов, директор белорусско–германского ООО «Марко», — а немного внимания. Освободить от налога на прибыль, например, на 2 года. Дать кредиты не под 17 процентов, а хотя бы наполовину дешевле. И пересмотреть ГОСТы, которые, образно говоря, принимались еще в 1937 году. И обувь будет, ручаюсь. Кстати, у нашего предприятия проблем с реализацией нет. В прошлом году в Минске продажи выросли на две трети. А другим надо помочь, чтобы белорусские фабрики чувствовали себя хозяевами в своей стране».

Справка «СБ»

В 1991 году, будучи в составе СССР, Беларусь выпускала 47 миллионов пар обуви. Еще 4 миллиона ввозилось из–за рубежа. Дизайном туфель и сапог уже тогда было недовольно большинство населения, но легпрому удавалось практически все (а точнее, 34 миллиона пар) сбывать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter