Под градусом

Когда застолья становятся роковыми

Когда застолья становятся роковыми


Вверх по лестнице, ведущей вниз, Ольга не прошла — промчалась, перепрыгивая через ступеньки. Помнит, как муж налил ей первый стакан вина. Выпила. Легко стало, весело. На следующий день еще выпила, потом еще. Ну а потом уже Ольга ничего не помнила. Где ее сын? Накормлен ли, ходил ли в школу? Да и вообще, есть ли у нее сын? Вечно пьяная Ольга этого не знала и знать не хотела. Даже не помнила толком, как ее и мужа лишили родительских прав.


Опомнилась Ольга, когда попала в колонию. Как же это случилось, почему? Ведь воровать она не хотела, просто... надо было за что–то покупать вино. А где деньги брать, да еще каждый день? Вот так застолья стали для нее роковыми. Опрокинули ее жизнь...


Сын написал ей письмо из интерната, просил больше не пить и забрать его домой. Ну, конечно, она так и сделает! Вот только срок закончится. И они все вместе снова будут жить дома. И все–все у них будет хорошо!


Напалм в стакане


С надеждой и верой Ольга вышла из колонии. Но в первый же день ее вера пошатнулась, а надежда и вовсе растаяла. Сына у нее больше не было — его усыновили новые родители. Муж сказал Ольге, что она ему больше никакая не жена. Жить было негде. На работу без прописки не брали. Что делать? Ольга сделала единственное, что умела: купила бутылку и пошла к давней подруге. И жизнь покатилась по старому сценарию: выпивка — похмелье — выпивка...


Мы попытались помочь Ольге, когда получили ее письмо в редакцию, написанное в минуту трезвости. Но спасти ее от «зеленого змия» и от самой себя, вернуть ей сына мы не можем...


Подобных судеб — в рюмке утопленных, как напалмом выжженных, — к сожалению, много. Ведь прикладываться к бутылке у нас не боятся — пьют много и часто. В 2008 году на душу населения, включая младенцев и престарелых, пришлось по 12,5 литра чистого спирта. (По оценкам ВОЗ, эта цифра не должна превышать 8 литров). Причем еще в 2005 году эта цифра составляла 9,4 литра на человека в год и казалась просто ужасающей. Результат этой «отваги» плачевный — пьянство стало реальной угрозой безопасности общества, генофонду нации, нашему будущему. Продолжительность жизни пьющего человека укорачивается в среднем на 15 лет, страдающего алкоголизмом — на 22 года.


Самая страшная беда — дети пьющих родителей. Сыну Ольги все же повезло: он родился до того, как его мать пристрастилась к рюмке. Да и сейчас воспитывается в нормальной, благополучной семье. Судьба же большинства детей родителей–алкоголиков куда более драматична. На каждые 100 детей, родившихся от матерей–пьяниц, 58 — с психическими расстройствами, 18 — с различными патологиями. 50 из 100 детей родителей–алкоголиков повторяют судьбу отца и матери — тоже становятся алкоголиками. Да и для остальных опыт жизни в пьющей семье не проходит бесследно...


Разрешить — запретить


«Социальный эликсир» от пьянства наше общество ищет не одно десятилетие. Были и антиалкогольные программы, и карательно–милицейские меры, и полная демократизация наркологической службы. Хочешь — лечись, не хочешь — спивайся окончательно. Последняя программа по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, принятая в 2006 году, отличалась размахом, а также глобальностью конечной цели: «Формирование в общественном сознании твердой установки на трезвый образ жизни».


Но всеобщей и даже частичной трезвости не получается. К сожалению... И сегодня снова реанимировали столь популярные в прежние годы милицейско–карательные меры: ограничили время продажи спиртного, направляют на принудительное лечение от алкоголизма, закрытые ЛТП опять открыли. С оркестром и трансляцией по ТВ в них отправляют «особо запущенных»... Впрочем, пациентов в наркодиспансерах меньше не становится. Более 280 тысяч человек — целый город! — состоит сегодня на учете у наркологов. Почти 50 тысяч из них — женщины. И с каждым годом эти цифры увеличиваются. Административного подхода в борьбе со злом явно недостаточно.


Шаг за шагом


Общественное объединение «Центр доверия «Надежда и исцеление» предлагает свой подход: совместно со шведским обществом по оказанию международной помощи детям Adoptions centrum осуществляет проект «Через ответственность семьи к снижению социального сиротства». Рассчитан проект на три года. С такими, как Ольга, горе–родителями, чьих детей забрали в приют, работают на базе минских социально–педагогических центров группы взаимопомощи. Работают и с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Параллельно обучают на семинарах и тренингах специалистов, которые также работают с неблагополучными семьями. Успех этого начинания очевиден: в 2008 году из 60 детей, которые были направлены в минские приюты, 23 возвращены в семьи. Это значит, посчитали специалисты, что неблагополучная семья исправилась и может воспитывать своего ребенка.


В чем же особенность работы активистов центра доверия «Надежда и исцеление»?


Сегодня, по их мнению, нужно говорить не о борьбе с алкоголизмом, а о помощи больным людям. Врачи могут вывести больного из запоя, найти для него элементы сдерживания от алкоголя. Но найти, чем заменить рюмку и друзей–собутыльников, сделать выводы из своих горьких уроков, научить жить в трезвости — это немедицинская проблема. Обычно после лечения у нарколога хотя бы однажды алкоголики пытаются самостоятельно вести трезвый образ жизни. Как это, кстати, пыталась сделать Ольга. Но это для них невозможно. Психотерапевт Вячеслав Цырлин называет алкоголь карточным шулером. И считает, что «единственная возможность не проиграть шулеру — признать свое бессилие». Но бросить пить, вернуться в реальность алкоголику просто страшно, это равнозначно для него потере смысла жизни. Есть даже медицинский термин для их состояния — «угрюмая трезвость». Маются люди в таком состоянии обычно недолго. И снова к рюмке тянутся. А нужно помочь человеку найти опору и смысл в трезвой жизни.


Именно этим объединение вполне успешно и занимается. Велосипед, кстати, изобретать не пришлось. Сделать это помогает программа «12 шагов», которую успешно использует движение анонимных алкоголиков во всем мире. 12 шагов — это 12 духовных принципов, которые выработали методом проб и ошибок в группах самопомощи сами зависимые от алкоголя. Они сами учатся жить с улыбкой на лице и учат этому других. Помогая другим, помогают себе. Никаких особенных ноу–хау в группах взаимопомощи не изобрели. Просто люди собираются вместе, рассказывают друг другу о своих проблемах и маленьких успехах на пути к трезвости, поддерживают друг друга, делятся своими надеждами. И пьют при этом... кофе или чай! Для них самих порой было странным, что такие посиделки помогали не только оставаться трезвыми, но и находить в этой трезвой жизни новые радости, удовольствия и возможности.


Вот только возможности у центра не столь велики. В Минске работает 14 групп самопомощи, всего в стране — 70. А, например, в соседней Литве таких групп — 180, в Варшаве — 200, а в Сан–Франциско — 400. Но чтобы судьбу Ольги не повторили другие мамы и папы, движение самопомощи людям, зависимым от алкоголя, нужно развивать и поддерживать. Шаг за шагом по пути надежды и исцеления...


Кстати


Датой рождения движения анонимных алкоголиков считается 10 июня 1935 года. В этот день американец Билл Вильсон, бывший биржевой маклер, и хирург Боб Смит — обоих врачи считали безнадежными алкоголиками — сделали вместе то, чего им не удавалось поодиночке: отказались от спиртного до конца жизни. И создали сообщество, в которое могли обратиться все желающие последовать их примеру.


АА — это общество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своими опытом, силами и надеждами, чтобы помочь себе и другим избавиться от алкогольной зависимости. Основная цель общества — помочь людям обрести трезвый образ жизни. Сейчас движение АА охватывает более 2 миллионов человек во всем мире. Они объединены в десятки тысяч групп самопомощи, которые работают на предприятиях, в клубах, больницах, исправительных учреждениях.


Возьмите на заметку


Когда нужно обращаться к наркологу?


Вы не можете или редко можете остановиться на небольшой дозе спиртного — «сорваны тормоза».


Вы можете выпить намного больше, чем раньше, с тем же или меньшим эффектом.


Появляются провалы в памяти на время опьянения.


Вы самостоятельно пытаетесь уменьшить частоту и дозу спиртного, но безуспешно.


Если вы обнаружили у себя хоть какой–то из этих симптомов — это тревожный звонок для вас! Ищите помощи у наркологов, в группах АА.


Мнение


Станислав Ковров, председатель правления общественного объединения «Центр доверия «Надежда и исцеление»:


— Трезвый образ жизни возможен даже для самых безнадежных больных алкоголизмом. Об этом говорит опыт работы групп взаимопомощи анонимных алкоголиков (АА). Как удается в группах самопомощи АА сделать то, что далеко не всегда удается врачам и правоохранительным органам? В группах взаимопомощи больной алкоголизмом попадает в окружение людей, у которых такие же проблемы. И они откровенно рассказывают о своей беде, поддерживают друг друга. Получается своеобразная круговая порука взаимопомощи. А помогая другим, тем самым каждый помогает себе. Программа обеспечила тем, кто ей следует, ответственную, трудную, но полноценную жизнь. И это единственная программа, которая занимается такой помощью.

 

Коллаж Анны Вяжевич, «СБ».        

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter