Валерий Тодоровский обозначает жанр фильма «Гипноз» как психологический триллер, это новое направление в его творческой биографии.
— Валерий Петрович, как вы отбираете актеров?
— Кинопробы, поиск. Мне нравится Сережа Гиро, сыгравший главную роль. Прислал видео по телефону. Он приехал из Красноярска. Пришел с улицы, как когда‑то это было с Женей Мироновым...
— А кто автор сценария?
— Люба Мульменко. Мы с ней давно хотели сделать что‑нибудь вместе. Я рассказывал ей свои воспоминания из детства о встрече с гипнологом Райковым.
— Как вы попали в лабораторию Райкова?
— Райков тогда очень гремел. Я провел у него месяц. Вначале ходил к нему как пациент. Но потом выяснилось, что я гипнозу не поддаюсь, и он разрешил мне остаться и смотреть, как он работает. Я был учеником волшебника. Одна история врезалась мне в память — это был эксперимент с крысой, с помощью которого изучали природную агрессию человека. Как раз это и показано в фильме... К Владимиру Райкову меня привела склонная к экспериментам мама. У меня была клаустрофобия, я боялся замкнутых пространств. Но самая главная проблема в том, что я не мог оставаться один дома, а мои родители любили по вечерам ходить в гости.
— Почему выбрали жанр психологического триллера?
— Жанр — всего лишь инструмент. Это не история, которой режиссер хочет огорошить зрителя. Она про подростка, который противостоит мощному и авторитетному взрослому человеку, как он пытается отстоять свой взгляд на мир. Я хотел сделать фильм‑полусон. Придумал историю про падающий снег. Когда падает снег, мы не всегда понимаем, явь это или сон...
— Почему на роль гипнолога выбрали Максима Суханова?
— Это интеллигентный и харизматичный актер. За последние годы он сильно вырос. Я снимал его много лет назад в фильме «Страна глухих». Это актер магнетического обаяния. Таких немного. Его актерский возраст только начинается.
— В картине, помимо всего прочего, поднята проблема отцов и детей. Ваш герой страдает от того, что его родители не «настоящие».
— Они как взрослые дети, а герой хочет взрослых родителей.
— Каков главный совет вашего отца?
— Хочешь снимать — снимай. Успех — это когда ты можешь быть собой.
— Одним из украшений фильма стала музыка Анны Друбич. Она работала с вами над кинолентой «Одесса», за которую получила «Золотого орла».
— Аня подключилась на стадии монтажа фильма и прекрасно справилась.
— Вы много продюсируете. А если это будет вам мешать?
— Пока не мешает. Хватает энергии и страсти. Если бы почувствовал, что продюсерство выхолащивает, я бы прекратил его.
Съемки «Стиляг» в Минске.
— Съемки «Стиляг», «Оттепели», «Большого» проходили в Минске. В 1998 году вы получили Гран‑при Минского международного кинофестиваля за «Страну глухих». В 2014‑м возглавляли жюри «Лiстапада». В вашем продюсерском списке такой шедевр, как «Каменская», снятый на «Беларусьфильме». Телепремьера первой части состоялась 20 лет назад...
— Минск очень удобный для кино город. Когда мы снимали «Стиляг», то перекрыли проспект Независимости в центре столицы. В Москве такое невозможно. «Беларусьфильм» — работающая студия с хорошими людьми, профессионалами. Они готовы к общению. В Минске я снимал «Любовника» с Олегом Янковским в главной роли, свой самый кассовый фильм «Стиляги».
— Что в планах?
— Снять сериал весной. Это живая человеческая история.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Валерий Тодоровский родился в Одессе 8 мая 1962 года в семье классика советского кино Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны. Петр Тодоровский — фронтовик, командовал минометным взводом на 1‑м Белорусском фронте.
В 1992 году на Каннском фестивале фильм «Любовь» Валерия Тодоровского был удостоен Приза зрителей. В этой ленте снялся Евгений Миронов. Не только звезду Евгения Миронова «зажег» Тодоровский: с его легкой руки получили счастливый билет в кино Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, которые сыграли в драме «Страна глухих».
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru