Источник: Знамя юности
Знамя юности

Почему важно привлекать ребенка к помощи по дому

Должен ли ребенок помогать родителям и как привлечь его к выполнению домашних дел без криков и ругани.

Фото freepik.com



Ребенок живет в семье, и ему важно быть ее частью. Он должен вносить свой посильный вклад в ее благополучие, как и любой другой полноправный член семьи. Ребе­нок чувствует себя необходимым, ценным, когда от него в том числ­е что-то зависит в доме. Таким образом повы­шается здоровая самооценка, а не происходит нарциссическое восхва­ление маменькой и бабушками. В процес­се участия в делах семьи у ребен­ка растет уверенность, что он может справиться с этой жизнью без мамы и папы. Важно, чтобы ре­бенок без напоминаний, самостоятельно выполнял возложенные на него обязанности, систематически и с определенным результатом.

Эксперт – Анна Бобкова, психолог, гипнокоуч

Сильно загружен?

Скорее всего, у многих родителей возникнут возражения: «Ребенок сильно загружен, у него много уроков, кружков. В первую очередь он должен учиться, а домашние обязанности не так важны». На самом деле в сутках всегда можно найти 15 минут, чтобы помыть посуду. Или выделить один час в неделю, чтобы провести уборку, пропылесосить в доме. Тут вопрос расстановки приоритетов. Задача любого нормального родителя сделать так, чтобы ребенок был приспособлен к этой жизни, чтобы, повзрослев, сумел жить самостоятельно. И еще такой важный момент: когда ребенок моет посуду, полы, протирает пыль и прочее, он в это время не может смотреть в гаджеты и его голова и глаза отдыхают.

Домашние дела – это как тренажер для развития многих качеств у ребенка. Но делать это нужно, конечно же, правильно, без истерик, ругани и скандалов, когда говорят в сердцах, что проще сделать самой, чем заставить сына или дочь. Зачастую родителей отпугивает масса негативных эмоций. Поэтому сейчас мы поговорим, как правильно привлекать ребенка к домашним делам, чтобы получить нужные результаты. По сути дела, эта схема делится на два больших блока. Первый – это созда­ние дого­воренностей, и второй – их реализация. 

Создание договоренностей

Важно правильно договориться с ре­бен­ком о том, что он будет делать. Как мы создаем договоренность? Подходить к этому нужно, когда у всех нормальное настроение, никто никуда не спешит, есть время на обсуждение. Составляем список дел, из которого предлагаем выбрать ребенку что-то одно, что он будет выполнять. Здесь желательно дать самому выбрать для себя дело, ведь, когда он сам принимает решение, берет на себя ответственность.

Итак, ребенок сделал выбор. Например, он согласен мыть посуду за всеми после ужина. Важно обго­ворить, в какое время это должно происходить и по каким критериям вы будете оценивать, сделано дело или нет. То есть если посуда вымыта плохо, то результат не засчитан. Необхо­димо поговорить с ребенком о последствиях, если не выполнит свои новые обязанности. Можно предложить самому придумать «наказания», которые наступят в случае невыполнения им домашнего дела. Вам важно выбрать что-то, что будет предполагать какую-то дополнительную нагрузку. Например, у меня самой трое детей, и они все по очереди дежурили по кухне вечером, наводили полный порядок. Если кто-то плохо справился или вообще пропустил свой вечер, то он дежурил на следующий день за брата или сестру. И, конечно, их это очень стимулировало каждый раз ответст­венно подходить к выполнению задания. Можно придумать любые последствия, но они должны быть соразмерными и адекватными. Не могут предполагать оскорблений, унижений, навешивания каких-то ярлыков, переходящего красного знамени замарашки и прочих уничижительных вещей. Также, если ребенок маленький, важно придумать и поощрения. Чем старше дети, тем меньше поощрений. Важно, чтобы они не были материальными в прямом смысле этого слова, хотя и могут предполагать некую предметность. На что в первую очередь следует обращать внимание: почитать вместе книгу, сходить в кино, погулять, поиграть. То есть хорошо, когда поощрения связаны с совместным времяпрепровождением, общением и близостью с ребенком. Когда вы проговорите все эти пункты, то можно считать, что договоренность заключена. Можно также оформить ее письменно или записать на видео, оформить график, где необходимо ставить галочки при выполнении. Будет здорово, если вы все эти договоренности перенесете на бумагу – первый этап вы прошли. Но это не само выполнение, а всего лишь позитивный настрой на светлое будущее.

Выполнение договоренностей

Умение и ответственность выполнять договоренности потребуются не только ребенку, но и родителям. А если у родителей нет этих качеств или они слабо развиты, то несправедливо спрашивать их и с ребенка. Важно стать своему чаду другом, человеком, который верит в него и поддержит в трудную минуту. Что значит быть другом? В какой-то непредвиденной ситуации, когда ребенок заболел, или у него важный экзамен, или по объективным причинам он не может выпол­нить взятые на себя обяза­тельства, нужно помочь ему. Или поменяться обязанностями, он что-то сделает за вас, а вы за него, или найти другие варианты: временно отложить, назначить новые сроки для выполнения. Но, естественно, это не должно быть постоянным. Важно отмечать любой прогресс и обязательно хвалить и благодарить ребенка. И так же важно при невыполнении применять последствия, они должны быть неотвратимыми. Только исключите злорадство: «Я так и знала, что у тебя ничего не получится. Ты не умеешь держать слово! На тебя нельзя положиться». Все это должно уйти из ваших отношений. Иногда родителям очень сложно оставаться последовательными в подобных ситуациях. Например, в какой-то день мама приходит в прекрасном настроении, у нее в сумочке лежит шоколадка. Она за­мечает, что ребенок не выполнил договоренность, например, не помыл посуду. Но так как у нее хорошее настроение, она совершенно не хочет его портить, соответственно, не обращает внимания на невыполненное обязательство. Кроме того, еще и дарит шоколадку ребенку и мило с ним общается. Да, все здорово, вечер прошел замечательно. На другой день мама приходит в плохом настроении, может быть, у нее что-то случилось, или она приболела, или же просто устала. И тут же еще эта немытая посуда! Мама срывается, кричит, впадает в сильные негативные эмоции и пытается втянуть в них и ребенка. Если это происходит достаточно часто, то при таком стиле поведения и воспитания родителей у ребенка развивается чувство беспомощности: «От меня ничего не зависит в этой жизни. Все зависит от внешних обстоятельств, а если быть точнее – от настроения мамы. А на то, в каком настроении она придет с работы, я никак не могу повлиять». Поэтому очень важно быть последовательным, системным и дисциплинированным в своих реакциях, в поведении и отношении к ребенку.

Анна БОБКОВА (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter