Почему стоим?

Наши корреспонденты ведут репортаж с белорусско–польской границы
Наши корреспонденты ведут репортаж с белорусско–польской границы

Никакую «холодную войну», оказывается, не обязательно объявлять, чтобы между двумя половинками одной части света снова опустился «железный занавес». Достаточно было польским таможенникам объявить забастовку — и важнейший транспортный коридор, аорта Европы, был перекрыт.

Премьер–министр Польши срочно выехал на восточную границу, к месту происшествия. Это слово можно употреблять с полным на то основанием. «Особую тревогу вызывают имеющиеся сообщения о фактах физических и моральных страданий людей, находящихся в многокилометровых очередях, сформировавшихся на польской стороне», — говорится в заявлении МИДа Беларуси.

Что касается экономических потерь Беларуси от забастовки польских таможенников, то, по оценке Министерства транспорта и коммуникаций, счет идет на десятки миллионов долларов. К кому же в сложившейся ситуации должны апеллировать белорусские, российские и украинские власти, защищающие интересы своих граждан? К Варшаве? Один из западноевропейских послов в Минске, которому задали этот вопрос, так и сказал: «Это внутреннее дело Польши». Эх, сколько раз мне лично приходилось слышать от послов восточноевропейских государств, вступивших не так давно в ЕС, что тот или иной важный вопрос находится в компетенции Брюсселя...

Вчера я не смог найти в интернет–поисковике ни одного сообщения, где Евросоюз что–нибудь требовал или хотя бы предлагал по поводу критической ситуации на своей восточной границе. «Белорусская сторона рассчитывает, что Евросоюз безотлагательно обеспечит выполнение в должной мере своих международных обязательств в области беспрепятственного перемещения граждан и грузов на внешних границах ЕС, — говорится в уже цитировавшемся мной заявлении белорусского МИДа. — Беларусь также предлагает Евросоюзу как можно скорее создать эффективную систему взаимодействия с таможенными органами Беларуси и других граничащих с ЕС государств для недопущения подобных ситуаций в будущем».

Игорь КОЛЬЧЕНКО, «СБ».

[b]Аврал у закрытого шлагбаума[/b]

Водители грузовиков сутками ждут выезда в Польшу

Предприятие "Брестгрузавтосервис", где предварительно размещается автотранспорт, выезжающий из нашей страны через пункт пропуска "Козловичи", обычно пропускает до 80 автомобилей в сутки. Здесь происходит частичное оформление документов, а потом под конвоем вереница автомобилей направляется к границе. Так было всегда. Последние дни терминал работает в авральном режиме: впускать на свою территорию впускает, а выпускает единицы. Заместитель генерального директора предприятия Виктор Ярмоц показывает мне сам накопитель, рассчитанный на 270 фур, и обводит рукой вокруг: "Где только можно поставили автомобили - на проезжей части, на складе временного хранения таможни. 400 фур вместили". Сколько автомобилей стоит в очереди к "Брестгрузавтосервису", никто не считал.

Половина из заснеженных машин, расположившихся на территории терминала, - с белорусскими номерами. Подходим к водителям. "Мы здесь с позавчерашнего вечера, - говорит один из них. - Все пять машин - из Пинска. Везем пиломатериалы в Германию. Сегодня заканчиваются таможенные разрешения". Виктор Ярмоц обещает, что после обеда на "Брестгрузавтосервис" приедет сотрудник Брестской таможни и продлит разрешения: "Все понимают ситуацию. За упущение сроков доставки таможня штрафовать не будет. Мы тоже берем оплату за стоянку только за одни сутки - 22 тысячи, хотя есть машины, которые стоят здесь несколько дней и неизвестно, сколько еще будут стоять".

"Холодно, спим в машинах. В туалете нет горячей воды, кофе свой варим, потому что в баре он стоит 5 тысяч рублей. Обеды здесь дорогие", - посетовал Аркадий, водитель из Пинска. Горячей воды, и правда, нет, а вот насчет стоимости обедов Виктор Ярмоц возмутился: "А вы хоть были в нашем баре или в столовой?" Идем туда вместе. Время обеденное, но за столом сидит лишь один водитель - Иван Ковалев из Минска: "Я здесь с 24 января. Везу в Чехию оборудование. Радоваться, конечно, нечему. Ночую в машине, питаюсь в баре. Цены доступные".

В этом я и сама убедилась: суп можно взять за 850 - 2.220 рублей, горячее - по цене от 2.350 до 4.870 рублей. Выбор неплохой: филе птицы, жареный цыпленок, поджарка из свинины, колбаски, рыба жареная. И кофе совсем не 5 тысяч стоит - всего полторы. В связи с возможным наплывом посетителей время работы бара продлили до 24 часов. С 11 утра до половины третьего дня работает столовая, где цены еще ниже, чем в баре. Но, похоже, водители экономят деньги.

К услугам "дальнобойщиков" кофе-автомат, который работает круглосуточно, банкомат, обменный пункт, медпункт. На нашей стороне сделали все, что могли.

Кстати, водители имеют возможность оставить свои фуры на терминале и спокойно отправиться ночевать в брестские гостиницы. Но никто из иногородних "дальнобойщиков" туда не спешит: все ночуют в машинах. За дни, когда бастуют польские таможенники, лишь 60 водителей развернулись и уехали на другие пункты пропуска, скорее всего, на границу с Литвой. Остальные надеются, что ситуация со дня на день поменяется. Позавчера через "Козловичи" из Бреста в Польшу выехало около 30 фур - все порожние. К нам поляки пропустили 135 машин - с животными, скоропортящимися и опасными грузами.

Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ".

Компетентно

Петр Аксенов, заместитель начальника управления пограничного контроля Государственного пограничного комитета:

- Вчера по инициативе председателя ГПК Игоря Рачковского на пункте пропуска "Козловичи" состоялась встреча пограничных уполномоченных Беларуси и Польши, на которой присутствовали и сотрудники таможен двух стран. Договорились, что как только закончится забастовка, мы сделаем все возможное, чтобы оформить и пропустить стоящие в очереди автомобили максимум за трое суток. Сейчас очередь в брестском направлении со стороны Польши растянулась на 50 километров (в ней 1.600 автомобилей). В Бресте ждут оформления 400 автомобилей. Нет очередей на переходах, которые оформляют легковой транспорт.

По поводу

Исполняющий обязанности начальника УГАИ УВД Брестского облисполкома Андрей Мехед:

- На трассе М-1/Е 30 круглосуточно дежурит наряд патрульно-постовой службы. Инспектора останавливают фуры с российскими номерами задолго до поворота на "Козловичи" и предупреждают о ситуации на границе. Еще один наш автомобиль дежурит в районе "Брестгрузавтосервиса". Несмотря на плохую погоду, гололедицу, никаких дорожных происшествий с участием большегрузных автомобилей не было.

[b]В объезд![/b]

Альтернативный путь - через Литву

Обычно дорога в "Брузги" всегда оживленная, но теперь редко встретишь на пути машину, особенно легковую. Многие, узнав о "страйке цельникув", поездки в Польшу отложили до лучших времен. У въезда на терминал я не увидел ни одного пассажирского автомобиля, автобуса. Зато на 300 метров вытянулась очередь из грузовиков. Водителю первого из них, гродненцу Александру, повезло: он наконец-то отправляется на досмотр. "Простоял здесь 15 часов, но надеюсь, что на оформление много времени не уйдет, ведь еду в Польшу порожняком, - размышляет опытный "дальнобойщик". - А вот как долго будут держать польские таможенники, даже не знаю". Он нажал на педаль газа и проехал за шлагбаум. За ним последовал еще один автомобиль. Но это еще не факт, что впереди у них будет зеленый свет. На нейтральной полосе, у польского пункта пропуска "Кузница", образовалась вторая очередь из 30 машин. Еще столько же фур прошло в смену и благополучно миновало "забастовочный" рубеж.

Самое же непредсказуемое время на КПП "Брузги" - это пересменка, потому что никто не знает, сколько польских таможенников выйдет на работу. В "Кузнице" оформление легковых автомобилей доверили даже неаттестованным сотрудникам.

В понедельник в полдень по ту сторону границы в 8-километровой очереди стояли 260 грузовых машин. Постоянные контакты с польскими коллегами из Белостока тоже не дают пока ощутимого результата. "В этих сложных условиях Гродненская региональная таможня совместно с местными властями, пограничными отрядами, Госавтоинспекцией отработали схему, по которой перевозчик без риска может проехать границу, воспользовавшись переходами на белорусско-литовской границе, - поясняет начальник таможни Юрий Сенько. - Конечно, это удлиняет путь, увеличивает затраты, но не нужно стоять в длинной очереди".

Кстати, лишние километры по Литве не прочь проехать и польские перевозчики. Они уже освоили трассу, ведущую в Беларусь через ближайший к Гродно КПП "Привалки". Там очередей пока нет.

Иосиф ПОПКО, "СБ".

Компетентно

Александр Шпилевский, председатель Государственного таможенного комитета:

- То, что сейчас происходит на польско-белорусской границе, является настоящей экономической блокадой, нарушением прав человека. Однако ни польская сторона, ни соответствующие структуры Евросоюза, ни Всемирная таможенная организация, куда мы официально обратились, до сих пор не приняли решительных мер по отмене забастовки. Пока от них нет никакой реакции. Подобная забастовка происходит впервые, от нее несут огромные экономические потери предприятия, перевозчики, особенно Беларуси и России. Заблокировано и железнодорожное сообщение, на границе скопились 336 грузовых вагонов, которые у нас прошли оформление. На мой взгляд, надо через суд требовать возмещения экономического ущерба у Польши и Евросоюза. Со своей стороны мы сделали все, чтобы обеспечить порядок на территории Беларуси, все наши таможни работают исправно.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter