Почему не стерта грань между уровнем обслуживания в городе и деревне?

Как уже сообщалось, участники семинара в Витебске попытались выработать единую концепцию оживления отрасли, в которой еще немало проблем. Особенно в оказании бытовых услуг на селе. Более подробно о принятых решениях на семинаре рассказывает корреспондент «БН», принимавший участие в его работе.

Кто вдохнет новую жизнь в службу быта? Ответ на этот вопрос искали участники республиканского семинара «Об эффективности функционирования системы управления бытовым обслуживанием населения в республике»

Как уже сообщалось, участники семинара в Витебске попытались выработать единую концепцию оживления отрасли, в которой еще немало проблем. Особенно в оказании бытовых услуг на селе. Более подробно о принятых решениях на семинаре рассказывает корреспондент «БН», принимавший участие в его работе.

Витебская область местом проведения семинара была выбрана не случайно. Регион — единственный в стране, где разработана пятилетняя программа развития системы бытового обслуживания населения. Здесь наработан некоторый положительный опыт. Ознакомиться с ним участники форума смогли на выставке, развернувшейся в помещении ОАО «Объединение «Лотос», основной профиль которого — химчистка, чистка одежды и ковров. Это одно из наиболее преуспевающих областных предприятий, более десяти лет работающее с положительной рентабельностью, неоднократно заносившееся на Республиканскую Доску почета. Акционерное общество выполняет около миллиона заказов в год на сумму свыше 20 миллиардов рублей, обслуживает не только витебчан, но и жителей 16 районов Придвинья.

Заинтересовал участников семинара и опыт оказания услуг населению открытым акционерным обществом «Витебский рассвет», Оршанской и Витебской районными службами быта, сотрудниками частных фирм областного центра — салона-магазина «АртСтильМебель», делового центра «Мегаполис», ЧУП «Элитэ Стиль».

Увиденное и услышанное диссонансом прозвучало к общей картине, нарисованной заместителем министра торговли Республики Беларусь Ириной Наркевич. Она признала, что действующая под руководством министерства служба быта так и не смогла стереть грань между уровнем обслуживания городского и сельского населения. В отличие от горожан сельчане реже обращаются за помощью в обслуживании автомобилей, ремонте бытовой техники. В среднем они расходуют на «бытовку» 260 тысяч рублей в год, оплачивают лишь пятую часть всего объема оказываемых услуг.

При этом их на селе по-прежнему в основном предоставляет государственная служба быта. Лишь три процента комплексных приемных пунктов принадлежит предпринимателям. К слову, число КПП за минувший год сократилось на 158 единиц. Предполагалось, освободившуюся нишу займут передвижные КПП. Но, увы. Служба быта оказалась не мобильной. Ее специалисты так и не смогли на протяжении года добраться до ряда населенных пунктов. Вот и выходит на поверку: вроде социальный стандарт в стране выполняется (на каждых 468 сельских жителей приходится один КПП), да только качество этого стандарта сильно хромает.

Согласно статистике, около половины (47 процентов) сельских жителей для пошива, ремонта одежды или обуви вынуждены добираться до ближайшего объекта бытовых услуг на транспорте. Настало время, по мнению руководителя Комитета государственного контроля Александра Якобсона, провести всеобщую паспортизацию государственных социальных стандартов в сфере бытового обслуживания с учетом реально складывающейся ситуации на конкретной территории. Выездному бытовому обслуживанию должен быть отдан приоритет.

— Бытовые услуги в республике оказывают около 13 тысяч юридических лиц и почти 22 тысячи индивидуальных предпринимателей. Однако количество услуг так и не переросло в качество, — считает, в свою очередь, начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Владимир Каленик. — Мало только открыть КПП или создать уголок обувщика либо парикмахера. Необходимо учитывать в планировании развития этой сферы все экономические составляющие, уметь их своевременно корректировать. В регионах нужны живые, конкретные программы, планы, мероприятия, не ограниченные темповыми параметрами, а ориентированные на комплекс мер, за выполнение которых можно будет спросить.

По мнению Владимира Каленика, необходимо провести реструктуризацию райбыткомбинатов. Их следует укрупнить через объединение в межрайонные структуры в зависимости от количества населения, спроса на услуги и их предложения. Начальник управления потребительского рынка КГК акцентировал внимание участников семинара также на господдержке, оказываемой службе быта. Далеко не всегда она используется эффективно. Не единичны случаи, когда ее объем превышал объем оказанных комбинатами услуг, а выделенные деньги направлялись в основном на покрытие убытков предприятий. Настало время ужесточить спрос за нерациональное использование государственных средств, господдержка должна стать адресной, целенаправленной.

Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон один из выходов из сложившейся ситуации видит в возложении задач и функций бытового обслуживания сельского населения на Белорусский республиканский союз потребительских обществ в рамках действующей структуры функционирования потребительской кооперации в регионах. «Белкоопсоюз» убедительно доказал: сельчан можно и нужно обслуживать качественно, постоянно расширяя и спектр товаров и услуг, доходя до каждой усадьбы, до каждого сельского жителя. Опыт потребкооперации в этом отношении неоценим. Другой вопрос, не станет ли для нее «бытовой довесок» неподъемным грузом?

— Необходимость масштабного рассмотрения деятельности бытовой службы страны назрела давно. Ей нужна не просто встряска, а радикальная перестройка стиля работы, особенно на селе, — убежден Александр Якобсон. — «Бытовкой» руководят сегодня по принципу «как сложится», отсюда и многочисленные недостатки. Мы попытались на семинаре разобраться в ряде вопросов. Почему управление сферой бытового обслуживания населения неэффективно, а ее работа зачастую убыточна или низкорентабельна? Почему регулируемые государством цены на услуги рознятся в регионах, а выездное обслуживание не превратилось в норму жизни? Почему от государственной поддержки мало проку? Принципиальный разговор о проблемах и путях совершенствования службы быта продолжится, возможно, через полгода. Но уже не в «мягкой» форме семинара, а в жесткой плоскости. Время на устранение недостатков дано, и спрос будет серьезным. Отрасль бытового обслуживания просто обязана встать на рельсы прогрессивного развития.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter