Православный психолог о том, как провести Великий пост с пользой

Побороть страсти и развить добродетели

Чревоугодие, блуд, уныние, гнев, тщеславие, гордыня, сребролюбие — как они приходят в жизнь каждого из нас и почему важно стремиться искоренить их? В ближайшие недели любой желающий сможет найти ответы на эти вопросы вместе с профессиональным психологом Русланом Писаренко на «Встречах о жизни». Цикл практических семинаров организовал Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров» на базе Минской духовной академии.

Когда тело, душа и дух заодно

Работать над собой можно по-разному. Одни сосредотачиваются на физическом развитии, другие пытаются преобразиться с помощью тренингов личностного роста от именитых коучей. Однако, с точки зрения нравственно ориентированной психотерапии, баланс и гармония достигаются тогда, когда человек осознает, что у него есть не только тело, но и душа, дух. Про это пару лет назад очень точно сказал наш Президент Александр Лукашенко: «Жизнь — это не только чрево набить и все остальное выходящее из этого. Мы должны понимать, что есть некие нравственные основы».

Все мы видим, что происходит с нашей планетой в последние десятилетия. Вызовы и угрозы нравственного характера уже ставят под вопрос существование всего человечества.

— Наша жизнь — постоянная борьба с самим собой, своими слабостями, а точнее — страстями, — уверен практикующий православный психолог отец четверых детей Руслан Писаренко. — Человек свободен тогда, когда он в силах не делать то, чего ему очень хочется. Например, объедаться пирожными, осуждать всех вокруг или проявлять эгоизм по отношению к близким.

Каждая встреча цикла посвящена разбору отдельно взятой страсти — от чревоугодия до гордыни. На конкретных примерах участники рассматривают, как человек оказывается в плену у укоренившихся пагубных привычек и к чему это может привести.

— Формат занятий — открытые диалоги. Разбираем реальные случаи из жизни, выполняем практические упражнения, которые помогают взглянуть на себя со стороны, — говорит Руслан Писаренко.

Но осознать и увидеть свои страсти — полдела. Можно ли от них избавиться?

— Побороть свою страстную природу возможно лишь при участии Бога, и только тогда, когда сам человек признает наличие проблемы и проявляет усердие в борьбе. Тут важно напряжение как тела, так и ума. Также не стоит забывать и о доброделании: милостыня, помощь близким людям, забота о немощных — все это помогает человеку в борьбе, — подчеркивает Руслан Писаренко. — Обнаружить и изучить страсти, найти и развить добродетели — именно такова цель наших занятий на ближайшие несколько недель.

Опасность в тарелке

В преддверии Великого поста в СМИ и социальных сетях традиционно популярны дискуссии об ограничительных мерах, касающихся еды. Зачем лишать себя вкусной пищи, когда наше общество наконец может себе позволить все, оставив в прошлом очереди за колбасой и консервированным горошком? Кроме того, многие не понимают, зачем ограничивать себя в еде, если главная цель поста — духовная подготовка к Пасхе?

Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Неспроста страсть чревоугодия святые отцы Православной Церкви испокон веков называют той, которая порождает все остальные. Не поборов ее, бессмысленно пытаться разобраться с остальными.

— Слово «чревоугодие» на современный язык можно перевести как «угождение своему животу». Эта страсть имеет огромное влияние на человека. Почему? Потому что каждый из нас в первый час после появления на свет начинает испытывать чувство голода, которое присуще нам на протяжении всей жизни, — отметил на первой тематической встрече цикла Руслан Писаренко.

Но как не перейти тонкую грань между необходимым насыщением организма и тем самым чревоугодием? Возможно, вы удивитесь, но у этой страсти есть разные проявления.

— Первое — многоядение, или, проще говоря, элементарное обжорство. Когда желудок уже вроде сыт, а мы все равно продолжаем есть. То ли от жадности, то ли пытаясь заместить едой другие свои потребности, — поясняет психолог. — Еще одно проявление чревоугодия — бесконечное стремление к кулинарным изыскам вроде черной икры, устриц и фуа-гра. Когда человек ест исключительно ради удовольствия, а не для поддержания своего организма в здоровом состоянии, ничего хорошего в этом нет. В церкви такое явление называют гортанобесием.

Тревожным звоночком считается и влечение к застольям не ради общения с другими людьми по хорошему поводу, а непосредственно с целью поесть. Корпоративы, юбилеи, свадьбы созданы не для того, чтобы наесться от пуза…

— Разновидностью чревоугодия считаются пьянство, курение, наркомания. Здесь мы, по сути, сталкиваемся с нанесением вреда телу непосредственно от употребления алкоголя, табачного дыма, запрещенных веществ, — отмечает Руслан Писаренко. — Или еще ситуация, знакомая многим: «жить не могу без шоколада/фастфуда/газировки». Пристрастие к определенному виду продуктов, при отсутствии которых начинается нечто вроде ломки, тоже ни к чему хорошему не ведет.

К формам чревоугодия относятся также нарушение поста, когда человек буквально не может сдержать обещание, которое дал себе, и срывается. Еще одно проявление — тайноядение (например, съесть какое-то лакомство, затихарившись в уголке, чтобы не делиться с близкими).

Взять под контроль

В народе говорят: сытое брюхо к учению глухо. Значит ли это, что нужно голодать? Конечно, нет. Тут речь идет скорее о важности умения брать под контроль свои непомерные аппетиты. Причем в наше время эта народная мудрость даже актуальнее, чем сто или двести лет назад. Сегодня куда ни кинь взгляд — реклама еды и напитков. В городах на каждом углу — магазины, рестораны, кафе. Иными словами, соблазн соблазном погоняет. Как тут удержаться от чревоугодия?

По словам Руслана Писаренко, важно понимать, как зарождается грех, который впоследствии может стать пагубной страстью.

Все начинается с «прилога», или «помысла», когда в уме рождается некий образ. Вот человек возвращается домой на общественном транспорте и случайно видит рекламу акции: «Купи две пиццы и получи третью бесплатно». Вроде бы это предложение для него не актуально и ужинать он собирался тем, что есть дома… Но объявление приковывает внимание, и человек уже начинает прикидывать, может ли он себе позволить заказать пиццу, — происходит «сочетание» образа с реальной жизнью нашего героя.

Третий шаг развития греха — «сосложение». В этот момент грех приобретает особые «привлекательные» черты, и вот уже человек начинает думать о том, почему пицца — лучшее решение для ужина: и готовить не нужно, и посуда чистой останется. Далее рождается вполне себе конкретное «пленение» грехом: «желание» купить «три по цене двух» становится конкретным, человек живо представляет, как ему будет вкусно. И вот уже он заходит в приложение доставки пиццы, выбирает понравившиеся позиции, кликает по ним — на этом этапе еще можно остановиться и в принципе отказаться от того, что явно не нужно и будет лишним. Но если желание не погасить, то грех совершается…

И вот дома стоят три коробки с пиццей, которую наш герой и его супруга будут есть этим вечером. Причем через силу: ведь утром она уже будет невкусная, нужно обязательно слопать все и сразу! А итог всегда один: ворочаешься потом полночи и не можешь уснуть от переедания. Физически плохо, деньги потрачены и в очередной раз звучат обещания самому себе так больше не делать… Знакомая ситуация?

— Это только разбор со стороны — в реальной жизни от образа в голове до совершения конкретного поступка может пройти всего несколько секунд. Все случится практически на автомате, — предупреждает Руслан Писаренко. — Святые отцы считают, что начинать борьбу со страстями необходимо с осознания проблемы. Православный христианин, понимая свои грехи, отправляется на исповедь и ко причастию.

Конечно, этот шаг не обнулит проблему, однако будет положено начало в большом деле.

— В борьбе со страстями важно испытывать страх Божий. Причем это понятие следует истолковывать не буквально как боязнь Бога, — обращает внимание психолог. — Мы боимся не Бога, а своих поступков и их последствий. Ведь именно они могут нанести вред, который будет ощутим не только в этом мире, но и аукнется нам после смерти, когда предстанем перед Страшным судом.

КСТАТИ

Ближайшая встреча запланирована на 19 марта и будет посвящена теме блуда. Место проведения — Минская духовная академия (ул. Зыбицкая, 27). Вход свободный (по записи через аккаунты благотворительного фонда «Покров» в социальных сетях).

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter