Побег из среды обитания

В скором времени бигборды Минска вместо традиционных красоток начнут украшать гобеленами современных художников...

В скором времени бигборды Минска вместо традиционных красоток начнут украшать гобеленами современных художников. В круглосуточную галерею городские улицы превратятся уже к лету. Возможно, позже таким же образом станут презентовать и наших керамистов — весьма актуальное решение, надо сказать, пока слова «гобелен» и «керамика» не стали у нас окончательно ассоциироваться с ширпотребовскими ковриками и вазочками. Причем зачастую — китайского происхождения.


Впрочем, грешно упрекать публику в невежестве, когда выставки национального декоративно–прикладного искусства такая редкость. Тем временем значительную часть новых идей сегодняшние скульпторы заимствуют... у мастеров–керамистов. А живописцы предприимчиво копируют текстуру грубого полотна и все чаще создают на холсте иллюзию гобелена, стремясь объединить день сегодняшний с древней памятью предков. При этом истинное декоративно–прикладное искусство у нового поколения белорусских художников — занятие не особенно популярное. Мастеров моложе 40 лет в Белорусском союзе художников сегодня нет. Парадокс? Скорее, закономерность.


Все свободны


После того как понятие госзаказа осталось в далеком прошлом, а вездесущий хайтек воцарился и в Беларуси, национальное декоративно–прикладное искусство стало фактически невостребованным. Получив полную свободу самовыражения, художники в одночасье лишились и прежней возможности массово показывать свое творчество публике. Чтобы вернуть к себе интерес и уважение, нужно было сделать нечто неординарное. И Валерию Колтыгину это удалось — благодаря его пленэрам на берегу Березины, где вот уже 8 лет воссоздаются древнейшие технологии обжига глины, о нашей керамике с почтением заговорили не только в Беларуси. А теперь и гобеленщики решили не ждать милостей от судьбы — ближайшим летом в окрестностях Птичи пройдет первый пленэр памяти народного художника Беларуси Павла Масленникова, который его ученики решили проводить на родине учителя ежегодно, используя музейные приспособления для ручного ткачества. Идея пока существует на уровне частного проекта. Но и затея Колтыгина не сразу получила государственную поддержку, и международный размах его пленэры обрели не вдруг...


Пожалуй, мастерам ручного ткачества удастся реализовать свои намерения даже без больших моральных и материальных затрат — желание вернуть национальному декоративно–прикладному


искусству былую славу демонстрируют уже не только сами художники. В последние месяцы эволюцию традиционных народных ремесел весьма нестандартно показали во Дворце искусства, в галерее «Университет культуры», в Музее современного изобразительного искусства... Осенью в Минске пройдет первая выставка художников–монументалистов, на которой планируются в том числе и гобелены. Причем не только работы сегодняшних мастеров, но и знаменитый «Гобелен века» Александра Кищенко. Тот самый, площадью 360 квадратных метров, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, для демонстрации которого до сих пор не находилось места.


85 лет назад на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств белорусские керамика, вышивки, деревянные игрушки заставили говорить о наших мастерах весь Париж. Среди последователей тех мастеров и сегодня хватает таких, которые могли бы удивить своим творчеством, возможно, даже весь мир. Но, кроме искусствоведов, знают об этом по–прежнему очень немногие. И большого зрительского интереса такие выставки сейчас, увы, не вызывают: слишком долго художники–прикладники были лишены возможности показать себя публике, слишком глубоко укоренился стереотип о том, что декоративно–прикладное и современное — понятия с почти противоположным смыслом.


Два лагеря


А тем временем идеи, родившиеся в мастерских прикладников, эффективно перенимаются и воплощаются скульпторами, архитекторами и другими коллегами по украшению «среды обитания»... С обсуждения этой аномальной ситуации и начали свой непростой разговор художники и искусствоведы в Музее современного изобразительного искусства, собравшиеся для того, чтобы сообща подготовить план по выживанию декоративно–прикладного искусства на будущее десятилетие. С самого начала участники собрания разделились на два лагеря: приверженцев возвращения к забытой практике оформления интерьеров и сторонников свободного творчества.


— Когда начинаются разговоры о социальном адресе, мне хочется горько рыдать, — возражает искусствовед Лариса Финкельштейн. — Зачем возвращаться на 40 лет назад? Если художник изначально будет думать, куда и кому продать свою работу, сложно рассчитывать на появление достойного искусства. Лишите автора возможности свободно творить — и он перестанет быть интересным даже сам себе... Кстати, то, что создается сейчас нашими мастерами, вполне могло бы украсить не одну музейную коллекцию.


Бесспорно, особенно когда у нас создается столько новых музеев. Впрочем, и в новых интерьерах современное декоративно–прикладное искусство не затерялось бы. Если ходить по выставкам, чтобы убедиться в этом, вам некогда, внимательнее присматривайтесь к рекламным щитам на городских улицах...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter